24.10.2016

Актуальные вопросы по неплатежеспособным налогоплательщикам

В последние годы наблюдается увеличение неплатежеспособных налогоплательщиков, которое в основном связано ухудшением финансового состояния налогоплательщиков, в результате общего мирового кризиса и девальвации тенге, прошедшим в прошлом году. А также, есть предприятия, которые признаны банкротом, а собственник все-таки нашел ресурсы для восстановления или разработал план выхода из кризиса, и хотят восстановить деятельность. До недавнего времени у предприятия все равно не было шансов выжить, сценарий был один – ликвидация. И причина этому – законодательная база, которая не предусматривала возможность прекратить банкротство, а уж тем более избавиться от статуса банкрота.

В связи с тем, 13.11.2015 года в Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» внесены изменения, которые определяют новые пути выхода предприятий из кризиса, в том числе после признания их банкротами. 

По данным изменениям в Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» 

УГД по Наурызбайскому району активно проводится разъяснительная работа по должникам, которые имеют задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

Закон направлен на реализацию Плана нации – «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ и на совершенствование процедур реабилитации и банкротства. «100 конкретных шагов» - это ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно План Нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях. 

Данные поправки позволят обеспечить максимальное сохранение бизнеса, рабочих мест и налогооблагаемой базы, сократить сроки проведения процедур реабилитации и банкротства.

В частности, в числе изменений, направленных на сохранение бизнеса, предусмотрено введение процедуры урегулирования неплатежеспособности до признания должника банкротом и применения реабилитационной процедуры. 

Также предусмотрен переход от процедуры банкротства к реабилитации или обычной деятельности с прекращением исполнения судебного решения о признании банкротом. Кроме того, станут возможными заключение мирового соглашения на любой стадии процедуры банкротства, продажа предприятия новому собственнику. 

Преимущества реабилитационной процедуры заключается в том, что с момента введения реабилитационной процедуры прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности должника, а также вознаграждения по полученным кредитам. Все ограничения и аресты с налогоплательщика будут сняты. А также, может получить справку об отсутствии налоговой задолженности и участвовать в тендерах. Данные условия позволяет налогоплательщику восстановить былую платежеспособность и продолжить хозяйственную деятельность. 

Цель Государство — привлечь внимание бизнесменов к возможным способам реабилитации даже после признания предприятия банкротом. - Банкротство не означает полный крах и обязательную ликвидацию, можно получить статус реабилитирующегося предприятия. Однако это не означает, что бизнесмен может рассчитывать на какие-либо преференции со стороны государства, материальную помощь. Это, скорее, предоставление возможности собственнику бизнеса законными способами его реанимировать. А в некоторых случаях целесообразно предотвращение банкротства. Важно, что при этом не начисляется неустойка, и никто не имеет права подать на банкротство. Случается, что владелец фирмы-должника имеет шанс удержаться «на плаву», а механизм банкротства уже запущен. Обновленный закон поможет перейти от банкротства к реабилитации. 

Также, должнику предоставляется возможность заключить мировое соглашение со всеми кредиторами на любой стадии банкротства. Мировое соглашение – наиболее быстрый путь решения судового спора. Стороны могут заключить его практически на любой стадии процесса. Доступна и продажа компании-банкрота другому собственнику. Кроме этого, закон содержит нормы, направленные на сокращение сроков проведения процедур реабилитации и банкротства. 

Было отмечено, что информированность предпринимателей в части имеющихся законных путей выхода из кризисной ситуации очень низкая. Свои финансовые проблемы они чаще всего пытаются решить самостоятельно, в итоге ситуация только усугубляется. А между тем принятые в рамках исполнения Плана нации поправки в действующее законодательство позволяют обеспечить максимальное сохранение бизнеса, рабочих мест и налогооблагаемой базы, сократить сроки проведения процедур реабилитации и банкротства. 

Налогоплательщикам, имеющим задолженность, необходимо принимать предусмотренные законом экономические действия и воспользоваться всеми возможностями, в том числе по изменениям Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве». Но налогоплательщики вполне могут избежать ненужных затрат на принудительные процедуры, и сохранить рентабельность предприятия. Для этого достаточно четко соблюдать налоговое законодательство, своевременно и в полном объеме оплачивать налоги и обязательные платежи в бюджет. 

Аналогическую цель имеет и изменение сроков исполнения налогового обязательства, который предусмотрен в главе 6 Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в котором предусмотрено изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и пеней на более поздний срок, но не более чем на двенадцать календарных месяцев.

Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов или пеней производится под залог имущества налогоплательщика и (или) третьего лица, и (или) под гарантию банка.             

! Преимущество данной главы Налогового законодательства заключается в том, что предоставляется возможность налогоплательщикам оплатить налоги позже, особенно если организация пострадала в результате стихийных бедствий или катастроф, является несомненным преимуществом. Организация может выправить свое финансовое положение, отсрочив хотя бы уплату налогов. Налогоплательщик получает гарантию, что операции по его банковским счетам не будут приостановлены, а имущество не будет арестовано. К тому же, налогоплательщик может получить справку об отсутствии налоговой задолженности и принять участие в тендерах. 

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что казахстанская система несостоятельности стремится в этот сложный экономический период предоставить субъектам бизнеса дополнительные возможности преодоления последствий кризисных явлений. 


Руководитель отдела принудительного взимания  

Управления государственных доходов  

по Наурызбайскому району г.Алматы 

Кадиров Максат Октябрьханович


Возврат к списку