10.01.2017

Некоторые разъяснения по налогообложению нерезидентов

Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 30 ноября 2016 года № 26-VI были также приняты новые положения по вопросам налогообложения нерезидентов.

В частности, основным нововведением является включение в нормы налогового законодательства нового института подтверждения резиденства на основании документа, подтверждающего резидентство, представленного в электронном виде.

А также не менее важным является закрепление в Налоговом кодексе возможности осуществления обмена информации на основании международных договоров.

По внедрению электронного документа, подтверждающего резидентство пунктами 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса предусмотрено нововведение в части принятия органами государственных доходов электронных документов, подтверждающих резидентство.

Данная норма была предложена в целях приведения норм казахстанского законодательства в соответствие с нормами международной практики налогообложения, которая предусматривает возможность принятия и выдачи налоговыми органами документа, подтверждающего резидентство, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

В настоящее время, в соответствии со статьей 219 Налогового кодекса для применения международных договоров об избежании двойного налогообложения, нерезидент обязан представить документ, подтверждающий резидентство, только на бумажном носителе с дипломатической (консульской) легализацией такого документа.

Вместе с тем, в международной практике отдельные страны перешли на подтверждение резидентства только в электронном виде (без бумажного носителя) путем размещения на официальных сайтах компетентных органов. (Грузия, Испания, Молдова, Чехия и др.).

Таким образом, с 1 января 2017 года в целях применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения органы государственных доходов должны принимать наравне с бумажным носителем электронный вариант документа, подтверждающего резидентство нерезидента.

При этом если электронный документ размещен на официальном сайте компетентного органа иностранного государства, то апостиль не требуется.

Следует обратить внимание на то, что срок хранения информации на официальном сайте компетентного органа иностранного государства с учетом законодательства иностранного государства может быть менее 5 лет.
В том случае, когда истек срок хранения электронного документа, подтверждающего резидентство,в целях проверки и установления достоверности представленных документов, необходимо органам государственных доходов инициировать направление соответствующего запроса в иностранное государство.

В настоящее время в КГД ведется работа по установлению перечня официальных сайтов компетентных органов иностранных государств.

Международное взаимодействие по обмену информацией

Как известно в декабре 2014 года ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (так называемая Страсбургская Конвенция), к которой присоединились 103 государства, в том числе 19 оффшорных юрисдикций.

Ратификация и, соответственно, признание Казахстаном положений Страсбургской Конвенции создает правовую основу для обмена сведениями о доходах резидентов Республики Казахстан, полученных за границей, и взыскания сумм не уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет с нерезидентов, проведения налогового контроля, которое увеличит налоговые поступления с доходов нерезидентов, полученных из источников в Республике Казахстан, и с доходов резидентов Республики Казахстан, полученных от внешнеэкономической деятельности.

При этом Страсбургская Конвенция направлена на повышение эффективности практики обмена налоговой информацией между налоговыми службами стран – участниц данной Конвенции.
Этот механизм имеет ряд значительных преимуществ по сравнению с действующими Конвенциями и Соглашениями.

Первое. Данная Конвенция позволяет взаимный обмен по всем видам налогов и любой информацией, касающейся налогоплательщиков стран - участниц.

Второе. Значительно упрощаются методы получения необходимой информации. Кроме письменных запросов, в рамках Страсбургской Конвенции появляется возможность автоматического обмена без отправки отдельных запросов и писем.

Третье. Положения данной Конвенции предусматривают взаимные обязательства стран-участниц по оказанию помощи на своей территории по вопросу взыскания налоговой задолженности.

Четвертое. Страсбургская Конвенция создает правовую основу для проведения одновременных налоговых проверок на территории каждой заинтересованной страны.

Также, при необходимости, представители налоговой службы Казахстана могут принять участие в налоговых проверках, проводимых в стране-участнице Конвенции.

В этой связи в целях создания правовой основы для исполнения Казахстаном положений вышеуказанного соглашения внесены поправки в Налоговый, Гражданский кодексы, законы о банках, о страховании, о рынке ценных бумаг, предусматривающие внедрение механизмов и инструментов обмена информацией в сфере налогообложения.

Также одним из международных договоров, на основании которого будет осуществляться обмен информацией между компетентными органами является Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством США о совершенствовании международной налоговой дисциплины (FATCA).

В настоящее время разработаны Правила по предоставлению информации в КГД финансовыми институтами по отдельным банковским счетам и активам, которые проходят процедуру согласования с НБ и другими финансовыми институтами.

Автоматический обмен информацией будет осуществляться посредством информационных систем КГД МФ РК на уровне центрального аппарата, то есть работников КГД .

Вместе с тем, все сведения, полученные в отношении резидентов Республики Казахстан, планируется направлять в тот орган государственных доходов, по месту которого данное лицо зарегистрировано в целях осуществления контрольных функций, возможного осуществления камерального контроля или в случаях предусмотренных законодательством проведения проверок.

ДГД по Атырауской области

Возврат к списку