Об изменениях в проведении налоговых проверок, согласно новому налоговому кодексу.

13.02.2018

Об изменениях в проведении налоговых проверок, согласно новому налоговому кодексу.

Налоговый кодекс с 2018 года включает до¬полнения и изменения, вносимые целым рядом законодательных актов. В том числе изменения и дополнения коснулись вопросов проведения налоговых проверок.
В целях конкретизации  видов проверок статья 627 Кодекса разделена на несколько статьей, в результате чего такие проверки, как комплексная, тематическая, встречная и хронометражное обследование изменены на формы. С целью приведения в соответствие с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан виды налоговых проверок определены как выборочная и внеплановая, со значительным сокращением оснований для проведения внеплановых налоговых проверок с 32 до 12  или на 62 %.
В статье 139 для отбора налогоплательщика для проведения проверки   законодательно закреплено применение системы управления рисками, с отменой положения о привлечение специалиста со стороны налогоплательщика.
Статья 140 дополнена положением по вопросу направления запросов лицам, которые осуществляли операции с налогоплательщиками, по которым проводятся налоговые проверки. Также, пунктом 6 включена норма, о не включении в проверку налогового периода, по которому проводился аудит по налогам, в проверяемый период. (вводится в действие с 1 января 2020 года.)
В целях прозрачности процедур проведения налоговых проверок статьями 155,156 установлены права и обязанности проверяемого и проверяющего   лиц, в целях  снижения  возникновения споров по процедуре проверки.
В статье 142 расширен перечень тематических проверок с добавлением 6-ти подпунктов, с приостановлением введения в действие подпунктов 15,17 с 1 января  2020 года, а именно:
15) наличия сопроводительных накладных на товары и соответствия наименования, количества (объема) товаров сведениям, указанным в сопроводительных накладных на товары:  при перемещении, реализации и (или) отгрузке товаров по территории Республики Казахстан;    при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и государств-членов Евразийского экономического союза;  при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и государств-членов Евразийского экономического союза;
16) наличия документов, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза и соответствия товаров сведениям, указанным в документах;
17) наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия лицензии; 
22) соблюдения порядка выписки счетов-фактур в электронной форме;
23) подтверждения наличия остатков товаров, включенных в перечень товаров, к которым применяются пониженные ставки таможенных пошлин в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации;
24) неисполнения решения в рамках мониторинга крупных налогоплательщиков .
С текущего года тематическая проверка не проводится  в случаях определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда и рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, проводимая по вопросам, изложенным в жалобе налогоплательщика (налогового агента);
Новыми пунктами дополнена статья 145, а именно:
- по вопросу не проведения налоговых проверок за ранее проверенный период в период обжалования результатов проверки;
- по вопросу не проведения налоговой проверки за те налоговые периоды, в которых налогоплательщик состоял на горизонтальном мониторинге; (вводится в действие с 1 января 2019 года.)
- по вопросу назначения налоговой проверки за непроверенный налоговый период, в связи с оформлением дополнительного предписания.
Статьей 147 исключены перечень проверок, по которым не направляется или не вручается извещение о проведении налоговой проверки не менее чем за 30 календарных дней до ее начала и вопросов, подлежащих проверке указываемых в предписании.
В статье 148   НК РК  в 2018 году  изменился перечень причин, по которым налогоплательщик может отказать должностным лицам налоговых органов в доступе на территорию и (или) в помещение налогоплательщика.
Теперь не допускаются к проверке сотрудники налоговых органов, при  непредъявлении служебного  удостоверения, с подписанием акта о недопуске понятыми лицами.
В то же время причиной к недопуску  не является тот факт, что сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли.
В статье 149   добавлена норма о том, что налоговая проверка не может быть прекращена в связи с прекращением уголовного дела, а также  по налоговому заявлению налогоплательщика. 
Согласно изменениям, внесенным в ст.152   с текущего  года, для возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость, помимо указания требования о возврате в декларации по НДС, необходимо также представить налоговое заявление на возврат.
В целях создания благоприятных условий для бизнеса, введена новая статья 150  с положениями о стандартном файле проверки, который вступит в действие с 1 января 2019 года. Внедряется   ИС E-аудит (электронный аудит), которая предусматривает, проведение налогового аудита на основе предоставляемого налогоплательщиком  стандартного файла аудита (SAF-T), т.е. минимизируется контакт плательщика с проверяющими лицами, сокращаются издержки бизнеса.
Данная система сейчас дорабатывается, и тестируются в узком кругу налогоплательщиков.
Стандартный файл аудита (SAF-T) представляет собой рекомендованный ОЭСР международный стандарт для представления в электронной форме учётных данных организаций налоговым органам, внешним аудиторам и позволяет создавать средствами программного обеспечения налогоплательщика электронный файл, который содержит достоверные данные о транзакциях  и операциях из системы учёта, охватывает определённый период времени и легко читается в силу стандартизации его структуры и формата.
Кроме этого, если раньше при ликвидации налогоплательщика одно из обязательных условий было проведение налоговой проверки, то в настоящее время благодаря проводимым реформам в части администрирования, упрощен порядок ликвидации отдельных категорий налогоплательщиков, т.е. налогоплательщики могут прекращать деятельность по результатам заключения частной аудиторской компании. Таким образом, впервые в Казахстане монополия на государственный налоговый аудит уходит в прошлое и данный вид услуги передан в конкурентную среду.
При этом налогоплательщики должны соответствовать следующим условиям:
1. общая сумма совокупного годового дохода должна быть не более 150 000 кратного месячного расчетного показателя (360 750 0000 тенге);
2. наличие аудиторского заключения по налогам, составленное аудиторской организацией не позднее двадцати дней до даты  предоставления заявления о прекращении деятельности.
Налоговый орган не позднее десяти рабочих дней со дня получения документов обязан осуществить камеральный контроль.
В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля ликвидируемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, прекращающему деятельность, вручается уведомление об устранении нарушений.
В случае не исполнения уведомления и (или) несогласия налоговых органов с пояснениями, представленными налогоплательщиком, налоговым органом проводится документальная проверка.
Наряду с этим, деятельность частной практикой (адвокатов, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, профессиональных медиаторов) будет прекращаться на основе камерального контроля, без проведения налоговой проверки
 
     ДГД по ЮКО




Возврат к списку

20.08.2018
Платежи в бюджет