25.07.2018

Электронные казино, игровые автоматы, букмекерские конторы и тотализаторы: законна ли данная деятельность в РК

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с организацией и проведением азартных игр и (или) пари, является развивающейся и одной из прибыльных сфер услуг экономики Казахстана, в то же время является одной из подверженных воздействию криминала сфер предпринимательской деятельности.
В Республике Казахстан специальный закон, регулирующий игорный бизнес появился в 2007 году. В соответствии с данным нормативным правовым актом были определены основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РК и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Например, в соответствии со ст.6 Закона Республики  Казахстан «Об игорном бизнесе» (далее - Закон) в Республике Казахстан осуществляются следующие виды деятельности в сфере игорного бизнеса:
1) казино;
2) зал игровых автоматов;
3) букмекерская контора;
4) тотализатор.
При этом, согласно ст.11 Закона казино и залы игровых автоматов подлежат размещению в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и в Щучинском районе Акмолинской области в пределах территорий, определяемых местными исполнительными органами. Открытие их в других местах признается незаконным.
Также на территории Республики Казахстан запрещается осуществление деятельности электронного казино и интернет-казино.
Отличие казино от электронного казино заключается в использовании аппаратно-программного комплекса и (или) интернет-ресурса, реализующих возможность организации и проведения азартных игр в режиме реального времени посредством сети Интернет и (или) электронных денег и предусматривающих получение выигрыша.
Интернет-казино – это интернет-ресурс, реализующий возможность организации и проведения азартных игр в режиме реального времени посредством сети Интернет и (или) электронных денег и предусматривающий получение выигрыша.
В настоящее время игорный бизнес распространился настолько, что стал представлять реальную опасность для общества, а принятых правовых мер по его регулированию оказалось недостаточно для защиты общества от вредных проявлений данной деятельности.
К тому же, под легальным бизнесом начали осуществлять деятельность электронного казино и игровых автоматов.
Незаконная организация и проведение азартных игр сопряжены не только с нарушением правил, обеспечивающих общественную нравственность, но и наносят ущерб здоровью людей.
Бурный рост численности игорных заведений, в том числе нелегальных, обусловил необходимость внесения изменений и дополнений в Закон РК «Об игорном бизнесе».
С 2017 года Министерством культуры и спорта РК начата разработка проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса», предусматривающий следующее:
- расширился перечень разрешенных игорных зон, включающий в себя в Алматинской области: побережье Капшагайского водохранилища и поселок Акбулак Талгарского района, на границе с Международным центром приграничного сотрудничества «Хоргос», Щучинский район Акмолинской области, Мангистаускую область;
- определены виды событий, которые подлежат транслированию в игорных заведениях, то есть:
в букмекерской конторе будут приниматься ставки только на предстоящие реальные спортивные события;
а в тотализаторе только на предстоящие реальные конно-спортивные события на ипподроме;
- введения механизма самоограничения участия в азартных играх и пари. Физическое лицо может самостоятельно ограничить себя в участии в азартных играх или пари сроком от шести месяцев путем подачи письменного заявления;
- запрет на заключение пари на события, генерируемые компьютерными системами или определяемые путем использования оборудования (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование) и/или любой визуализации кроме непосредственной трансляции события либо исход которого зависит от изменений курса иностранной валюты к национальной валюте, изменений котировок ценных бумаг или биржевых товаров, а также результатов проведения иных азартных игр и лотерей;
- запрет на  организацию и проведение азартных игр и (или) пари под видом розыгрыша призов, направленных на стимулирование продаж товаров (работ, услуг) (желто-зеленные терминалы).
Также предлагается введение центра учета ставок обеспечивающего регистрацию и учет ставок на пари, получение, хранение и учет информации о выигрыше и выплате по нему.
Кроме того, анализ судебно-следственной практики показал, что в Уголовном кодексе (далее – УК РК) и Кодексе об административных правонарушениях (далее – КоАП РК) не предусмотрено ответственность за организацию и проведение незаконной лотереи.
На сегодняшний день осуществление лотерейной деятельности не регулируется законодательством о разрешениях и уведомлениях, и не является лицензионной.
Вместе с тем, доход от деятельности, осуществляемой посредством электронных терминалов, возможно установить лишь при наличии доступа (логин и пароль) к интернет ресурсам, посредством которых терминалы управляются дистанционно.
В этой связи, также Комитетом предложено введение дополнительной статьи в Уголовный кодекс РК, предусматривающей ответственность за данное деяние.
С целью обхода норм действующего Закона разрабатывают и внедряют разнообразные схемы, которые фактически придают осуществляемым азартным играм вид легальной деятельности по продаже лотерейных билетов, букмекерских контор, тотализаторов, компьютерных клубов.
То сеть азартные игры организуются и проводятся с использованием игорных оборудований вне игорной зоны, либо с предоставлением услуг через интернет на сайты, зарегистрированные вне территории РК.
Проведение электронного казино Законом запрещено на всей территории Республики. Однако, в нарушении данного запрета, выявляются такие факты. Согласно заключениям экспертизы организация электронного казино осуществлялась через интернет ресурсов азартных игр, администраторские права к которым имеются у лиц с образованием информационных технологий.
Ответственность за незаконную организацию деятельности в сфере игорного бизнеса предусмотрена статьей 307 УК РК.
«Незаконное открытие либо содержание игорного заведения или незаконная организация деятельности в сфере игорного бизнеса, а равно предоставление помещений для незаконного игорного бизнеса либо организация и проведение азартных игр вне мест, установленных законодательством Республики Казахстан об игорном бизнесе, либо осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без лицензии».
Незаконное открытие игорного заведения – это нарушение законодательства, регулирующего порядок открытия игорного заведения (при отсутствии лицензии, в запрещенных местах). Открытие предполагает подбор помещения, сотрудников игорного заведения и другие действия, необходимые для функционирования игорного заведения.
Под содержанием незаконного игорного заведения следует понимать обеспечение его деятельности путем аренды помещения, оплаты труда работников, оплаты расходов за пользование электроэнергией, оплаты иных расходов. Содержание игорного заведения признается незаконным, если оно открыто незаконно, действует без учредительных документов, без разрешения или лицензии, занимается запрещенными видами деятельности в сфере игорного бизнеса и т.п.
Предоставление помещений для открытия заведомо незаконного игорного заведения и предоставление помещений для организации незаконного игорного бизнеса предполагает передачу помещений во временное пользование на любых условиях, в том числе в аренду. Под помещением следует понимать помещение или строение, в том числе: собственные или арендуемые квартира, дом, садовый дом, непосредственно примыкающие к ним веранды, террасы, галереи, балконы, подвал жилого строения.
Вместе с тем, игроки азартных игр также признаются виновными и привлекаются к административной ответственности (ст.444 КоАП РК) за принятие участия в них.

 КГД МФ РК

 


Возврат к списку