Нурсултан Назарбаев хочет поделиться полномочиями

02.06.2015

Нурсултан Назарбаев хочет поделиться полномочиями

На встрече с главами правительств стран СНГ, проходившей в Астане, Нурсултан Назарбаев сообщил о том, что в стране начинается переход от президентской к парламентско-президентской форме правления, передает Kursiv.kz.

По словам главы государства в Казахстане президентская власть - это серьезная вертикаль, но по мере роста количества среднего класса, ее надо ослаблять и больше давать возможности самостоятельно работать правительству и передавать полномочия парламенту.

По словам Н. Назарбаева в Казахстане демократия заключается в том, чтобы государство сделать подотчетным перед народом.

«Мы наблюдали у соседей, когда губернаторы, районные руководители в России сами назначали себе такую зарплату, которую хотели, или, что называется, брали суверенитета, сколько хотели. Так не может унитарное государство существовать. Поэтому наша демократия заключается в том, чтобы государство сделать подотчетным народу. Все наши дела должны быть открыты. Если это не государственная тайна, то люди должны иметь доступ к информации, решениям правительства, особенно на местах, бюджет должен решаться открыто на заседаниях местных парламентов с участием общественных организаций, людей. Каждый уровень должен отчитываться каждые полгода перед населением и отвечать на вопросы», - сказал глава государства.

Kursiv.kz попросил экспертов оценить перспективы передачи части полномочий от президента к парламенту и переходу к парламентско-президентской системе правления.

В отсутствии реформаторов

Бывший дипломат Казбек Бейсебаев заметил, что Казахстан подошел к определенному этапу своего развития, и поэтому общество ждало, что скажет Нурсултан Назарбаев по поводу формы правления на будущее: останется она такой как сейчас или будут изменения. Для того чтобы началась «операция преемник» в окружении президента должна быть фигура, которая по авторитету, степени влияния и по другим критериям достойна первого президента и им же выбрана. Лица, входящие в ближайшее окружение по вышеуказанным критериям находятся на примерно одинаковом уровне. Они сейчас в команде, но и из команды когда-то придется выбирать главного. Как показывает история, такие дела без борьбы не бывают и чреваты обострением политической ситуации, что непозволительно в нынешних условиях, когда экономическая ситуация в стране и в целом положение в мире непростые. Очевидно также, что механизм управления становится неэффективным, о чем свидетельствуют многочисленные факты коррупции среди высших чиновников, неисполнение поручений главы государства, провалы программ и различных индустриальных проектов, заметил г-н Бейсебаев.

Директор центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева подчеркнула, что скептически относится к озвучиваемым инициативам. Во-первых, они не прописаны в программе 100 шагов по развитию РК. Во-вторых, даже если и будет передача функций, то, по ее словам, только тех, которые погоду не делают, то есть серьезных изменений в политическую систему не внесут. В целом, можно рассматривать как начало проработки вопроса о постназарбаевском периоде. Но для перехода к парламентско-президентской системе еще нет основы - важных институтов и принципов - это сильных политических партий, группы реформаторов, которые могли бы этот переход осуществить. С такими кадрами повышается риск дестабилизации, если президент не планирует привести новые кадры для проведения политических реформ, заметила она.

Система сдержек и противовесов

Профессор Института мировой экономики и политики при президенте РК ВалиханТулешов считает, что новый этап капиталистического развития Казахстана неумолимо требует создания современной политической структуры, в которой все ветви власти были бы равноценными и равноправными. Система сдержек и противовесов между ветвями власти должна привести к новому более либеральному состоянию прав и свобод личности, общества, раскрепощению социальной и экономической энергии людей. Поэтому перераспределение полномочий должно стать основой для реального равноправия всех институтов государства и каждого отдельного индивида.

«Сопротивление новой системе ценностей со стороны бюрократии - командно-административной системы вертикали президентской власти - будет колоссальным. Но государство не может себе позволить скатиться в яму переставших развиваться стран. Поскольку такое торможение не замедлит сказаться на социально-экономическом положении народа и может привести к деградации всего государства. После Нурсултана Назарбаева, обладающего самыми экстраординарными полномочиями и персонизирующего собой исполнительную власть, следующий президент не должен обладать такими же полномочиями, поскольку он может пересмотреть все нынешнее "наследие" и пойти еще дальше по пути укрепления своей власти. К чему это приведет, мы прекрасно знаем из истории. Поэтому, чем раньше начнется модернизация политической системы, чем раньше правящая партия начнет выдвигать по нескольку кандидатур на освобождающиеся должности, тем быстрее будет создана по-настоящему плюралистическая многопартийная система и действия исполнительной власти быстрее окажутся под контролем всего общества, представленного такой на самом деле многопартийной системой. Конечно, будет сложно, но придется находить компромиссы, договариваться, но зато не будет никакого "единоличного" преемника, узурпирующего историческое достояние всей нации. А в целом общество с энтузиазмом воспримет такие изменения, потому что оно устало от коррупции, неэффективных акимов, устало от того, что национальные трагедии нашего народа игнорируются властями, а национальные интересы отдаются на откуп чужим национальным и имперским интересам», - заметил он.

Удобное для всех решение

Политик, публицист Амиржан Косанов считает, что суперпрезидентская форма правления становится главным препоном на пути демократического развития государства и это нужно менять. Возможны разные конфигурации в осуществлении инициативы, например, сохранив за собой особый статус, реализуя закон «О первом президенте». Но в целом сама идея правильная, считает политик.

«Думаю, что такой шаг анонсируется президентом исходя из реалий наступающего постназарбаевского периода. Околовластные кланы и группы влияния также в этом заинтересованы. В передаче полномочий от президента к парламенту и правительству, как бы это удивительно не звучало, заинтересованы все стороны. Уверен, что и общество, несмотря на существующий плюрализм в отношение других проблем, поддержит такое решение. Оно даст новый импульс для развития не только властных органов на новом этапе, но и общественным институтам, в том числе и политическим партиям. Конечно, найдутся «горячие головы», которые хотели бы сохранить существующее статус-кво в виде жесткой вертикали. Но не думаю, что они возобладают во власти», - сказал он.

Изменение формата

Председатель Алматинской антимонопольной комиссии Петр Своик заметил, что оппозиция уже давно призывала к переходу к президентско-парламентской форме правления, сам глава государства об этом заговорил в ходе своей избирательной кампании в 2015 году. Этого посыла не было еще в 1997 году, когда принималась программа «Казахстан -2030» и в 2013 году, во время презентации программы «Казахстан – 2050». Он считает, что к заявлению президента нужно относиться серьезно, так как все понимают, что риски при сохранении нынешнего политического формата в будущем будут слишком высоки. Но торопиться с проведением реформ власти не будут, считает П. Своик.

«Главным элементом этих реформ, на мой взгляд, станет передача парламенту функций по формированию правительства. По сути, председатель мажилиса будет ключевой фигурой в новой комбинации. Предполагаю, что после парламентских выборов, Дарига Назарбаева, которая, скорее всего, возглавит партийный список «Нур Отан» может стать председателем мажилиса. Не думаю, что будет сделана ставка на многопартийность и выборы в парламент, скорее всего, будут стандартными. Что касается вероятного преемника, то не нужно забывать, что он фактически есть – это глава Сената Косым-Жомарт Токаев. Когда его переводили из ООН в Сенат, все понимали, что это человек, который будет иметь возможность в случае форс-мажора возглавить страну. Еще одной знаковой, но не ключевой фигурой при этой трансформации может стать Каримов Масимов, который, скорее всего, сохранит пост премьер-министра. Думаю, что со временем глава государства может занять пост президента Евразийского экономического союза», - заключил Петр Своик.  

Возврат к списку

22.10.2018
Платежи в бюджет