Основные направления экономической политики на 2014 год

18.03.2014

Основные направления экономической политики на 2014 год


Одобрено
постановлением Правительства
Республики  Казахстан
от «17» марта 2014 года
№ 242

 

Заявление

Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической политики на 2014 год

 

Правительством Республики Казахстан (далее – Правительство) и Национальным Банком Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) несмотря на неопределенность в мировой экономике и на внешних рынках, в 2013 году, обеспечено макроэкономическая стабильность и созданы необходимые условия для устойчивого экономического роста Казахстана.

По оперативным данным валовой внутренний продукт страны вырос на 6,0 %.

Рост экономики был обеспечен за счет внутренних источников роста. Так, объемы инвестиций в основной капитал выросли на 6,5 %, это самый высокий показатель в посткризисном периоде.

Отмечен прирост потребления со стороны домашних хозяйств выше     16,1 % (по итогам 9 месяцев 2013 года), что оказало благоприятное влияние на развитие сферы услуг. Рост в сфере услуг составил 107,6 %, в результате вклад производства услуг в прирост валового внутреннего продукта составил порядка 65 %.

Улучшились показатели финансового сектора. Объемы кредитования экономики за 2013 год возросли на 13,4 %, составив 11,3 трлн. тенге кредитов. Депозиты составили 10,1 трлн. тенге и увеличились на 12,2 %.

В 2013 году Standard & Poor's подтвердило суверенные кредитные рейтинги Казахстана на уровне «ВВВ+/А-2», прогноз «Стабильный».

Международные резервы страны выросли на 10,5 % и составили           95,2 млрд. долл. США, в том числе активы Национального фонда в иностранной валюте выросли на 21,8 % до 70,5 млрд. долл. США.

Дефицит республиканского бюджета составил 2,1 % к валовому внутреннему продукту.

Инфляция составила 4,8 %, что на 1,2 % ниже уровня 2012 года.

За 2013 год внешнеторговый оборот уменьшился на 1,1 %. По итогам прошлого года по предварительной оценке Национального Банка профицит текущего счета платежного баланса составил 117,6 млн. долл. США.

Улучшается социальное благополучие граждан страны.

Среднедушевые денежные доходы населения за 2013 год выросли в номинальном выражении на 7,7 %, в реальном на 3,0 %. Среднемесячная номинальная зарплата за 2013 год составила 108,6 тыс. тенге.

Уровень безработицы в декабре 2013 года сложился на уровне 5,2 %.

По оценке Всемирного экономического форума Казахстан в 2013 году вошел в число 50 конкурентоспособных стран мира благодаря реализации задач, направленных на принятие системных мер по обеспечению макроэкономической устойчивости и созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, улучшению нормативно-правовой базы, принятию мер стимулирования и развития бизнеса.

Следует отметить, что в 2013 году происходило медленное восстановление мировой экономики, при этом, еще сохранялась его высокая уязвимость в связи с накопившимися макроэкономическими дисбалансами.

В 2014 году Международный валютный фонд спрогнозировал рост мировой экономики на уровне 3,7 %.

В условиях медленного восстановления мировой экономики и спроса на сырьевые товары, достижению устойчивых темпов роста в отраслях экономики с учетом основных положений Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года будет способствовать проводимая экономическая политика.

Основные направления экономической политики в 2014 году:

  1. обеспечение устойчивого роста экономики;
  2. сохранение макроэкономической и финансовой стабильности;
  3. социальная модернизация общества;
  4. региональное развитие и управление процессом урбанизации;
  5. дальнейшее формирование системы государственного управления;
  6. международная интеграция.

Экономическая политика будет направлена на обеспечение роста экономики в текущем году на уровне 6-7 % за счет сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, инвестиционной активности, дальнейшей индустриализации экономики, повышения деловой активности в регионах, инвестиционной привлекательности отраслей, увеличения транзитного потенциала страны и создания новых рабочих мест.

Проведенная корректировка обменного курса тенге к доллару США будет способствовать повышению конкурентоспособности казахстанских производителей и экспортеров и улучшит внешнеторговую позицию Казахстана.

Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет реализации Концепции новой бюджетной политики и принятия мер по снижению инфляции до уровня, приемлемого для экономического роста.

В целях удержания инфляции в постдевальвационном периоде на запланированном на 2014 год коридоре 6-8 % Правительством и Национальным Банком принимаются меры по обеспечению стабильности цен на основные виды продовольственных и социально значимых товаров, горюче-смазочных материалов, лекарственных средств, а также не допущению дефицита продукции и необоснованного роста тарифов на услуги монополистов.

Бюджетная политика будет направлена на укрепление устойчивости государственных финансов и дальнейшее накопление средств в Национальном фонде.

Размер дефицита бюджета будет определяться с учетом обеспечения устойчивости правительственного долга и развития рынка государственных ценных бумаг в долгосрочной перспективе. В 2014 году дефицит республиканского бюджета запланирован на уровне 2,4 % к валовому внутреннему продукту.

С целью совершенствования налоговой политики будут рассмотрены вопросы повышения индивидуального подоходного налога и акцизов на нефтепродукты, улучшения налогового администрирования, снижения административных барьеров и улучшения бизнес-климата.

В целях реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира будет разработан детальный План мероприятий на 2014 – 2016 годы.

Политика дальнейшей индустриализации экономики страны предусмотрена в Концепции второй пятилетки индустриально-инновационного развития, направленной на развитие обрабатывающей промышленности в определенных приоритетных секторах с учетом региональной специфики. Указанные аспекты будут учтены в разрабатываемой Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы (далее – Программа), которая будет принята в текущем году.

Для системных изменений сельскохозяйственной отрасли и повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса будут внесены изменения в Программу по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020».

Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года будет расширена с целью увеличения транзитных перевозок через Казахстан к 2050 году в десять раз, также будет продолжена реализация крупных инфраструктурных проектов для развития современных центров логистики и дистрибуции.

Для комплексного решения вопросов предотвращения дефицита водных ресурсов и сохранения экосистемы, а также совершенствования системы управления водными ресурсами страны будет принята Государственная программа управления водными ресурсами Казахстана.

Для обеспечения баланса интересов государства, бизнеса и потребителей в рамках реализации Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года будут введены ограничения для государственных органов на введение новых необоснованных регуляторных инструментов.

В целях реализации Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы Казахстана на 2012 – 2015 годы будет принят Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Для создания благоприятного климата для малого бизнеса и оказания точечной государственной поддержки на законодательном уровне будет внедрена новая категория предпринимательства – микробизнес.

Кроме того, будет продолжена реализация мер государственной поддержки бизнеса в рамках актуализированной Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» с учетом Программы индустриально-инновационного развития на 2015 – 2019 годы.

С целью улучшения инвестиционной привлекательности страны и поэтапного внедрения в Казахстане стандартов корпоративного управления стран Организации экономического сотрудничества и развития будет усовершенствовано национальное законодательство в сфере инвестиционной деятельности, развития практики ответственного ведения бизнеса, расширения участия инвесторов в инфраструктурных проектах через механизм государственно-частного партнерства.

В сфере пенсионного обеспечения будет разработана Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года, в которой будут отражены основные подходы по совершенствованию пенсионной системы на долгосрочную перспективу.

Региональная политика будет направлена на формирование рациональной территориальной организации экономического потенциала, создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения через стимулирование и регулирование процессов урбанизации и развития агломераций, являющихся важнейшими точками экономического роста, развитие и поддержку перспективных населенных пунктов, обладающих экономическим и демографическим потенциалами.

Для решения актуальных региональных социально-экономических проблем будут сформированы долгосрочные центры экономического роста в городах Астане, Алматы, Шымкенте.

Также в течение 2014 года будут разработаны проекты долгосрочных планов формирования агломераций в городах Астане и Алматы на период до 2030 года.

В рамках административной реформы будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления и построению качественно новой модели, направленной на удовлетворение прав и законных интересов граждан, бизнеса и общества в целом, создание компактного правительства, освобожденного от излишних полномочий, повышение ответственности центральных и местных исполнительных органов.

В реализацию Концепции совершенствования системы государственного планирования, ориентированной на результаты, будет продолжена работа по обеспечению взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования.

По итогам проведенной ревизии государственных и отраслевых программ будет проведена работа по оптимизации программ, качественному улучшению механизмов и инструментов реализации программ и приоритетности их финансирования.

С целью эффективного управления государственными активами и обеспечения четкого разделения роли государства и частного бизнеса в экономике будет принят Комплексный план приватизации на 2014 – 2016 годы и продолжена приватизация отдельных государственных предприятий и квазигосударственных компаний.

Будет продолжена дальнейшая работа по устранению изъятий и ограничений, препятствующих функционированию Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В 2014 году будет подписан Договор о Евразийском экономическом союзе с учетом национальных интересов Казахстана.

Планируется завершение переговорного процесса по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию.

В ходе данных переговоров Правительством будут предприняты меры по созданию максимально выгодных для Казахстана условий для дальнейшего развития национальной экономики после вступления во Всемирную торговую организацию, с учетом обязательств Казахстана, принятых в рамках Таможенного союза.

В рамках организационных мероприятий по проведению Международной выставки ЭКСПО – 2017 в Астане будут завершены работы по подготовке технико-экономического обоснования и разработке проектно-сметной документации и начато строительство выставочного комплекса ЭКСПО – 2017 в г. Астане.

В 2014 году Национальный Банк будет:

1) проводить эффективную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан;

2) на постоянной основе анализировать ситуацию в банковском секторе в целях выявления и оценки системных рисков, а также снижения возможностей для проведения арбитражных и спекулятивных операций;

3) продолжать политику обменного курса, направленную на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

При проведении денежно-кредитной политики будет осуществляться регулирование только краткосрочной тенговой ликвидности на денежном рынке. Основные усилия будут направлены на повышение эффективности применяемых инструментов. В рамках данной работы будут предприниматься меры по совершенствованию процентного канала и постепенному снижению роли валютного канала.

Национальный Банк приступит к следующему этапу реализации нового трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Это предполагает принятие мер по определению коридора процентных ставок Национального Банка, внедрению новых инструментов по предоставлению ликвидности (постоянные механизмы), дальнейшему совершенствованию механизма минимальных резервных требований и курсовой политики.

В целях дальнейшего развития финансового рынка до 1 июня 2014 года будет разработана комплексная Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года.

В рамках содействия обеспечению стабильности финансового сектора продолжится работа по стимулированию процесса оздоровления проблемных активов банков второго уровня через повышение эффективности и упрощение действующих механизмов управления проблемными активами банков.

Будет реализован комплекс законодательных поправок в части налогообложения, санации должников, оптимизации сферы деятельности организаций по управлению проблемными активами. В целях раннего реагирования и принятия своевременных мер по «очистке» безнадежной задолженности с 1 января 2014 года ужесточается пороговое значение по доле неработающих займов в ссудном портфеле банков – не более 15 %.

В рамках принятых мер по ограничению высоких темпов роста необеспеченного потребительского кредитования будут установлены ограничения на прирост необеспеченных потребительских займов банков, а также повышены требования по формированию капитала при осуществлении потребительского кредитования. Дополнительно будет установлен предельный порог совокупной долговой нагрузки заемщика-физического лица на уровне
50 %, при превышении которого банк не осуществляет выдачу необеспеченного займа.

Также будет завершена необходимая подготовительная работа по поэтапному внедрению стандартов капитала Базель III в казахстанскую практику регулирования. Планируются мероприятия по адаптации к новым требованиям по достаточности капитала банков второго уровня и по разработке нормативной правовой базы перехода на новые стандарты регулирования.

Экономическая политика, проводимая Правительством и Национальным Банком в 2014 году, позволит обеспечить сохранение устойчивого экономического роста на уровне 6-7 % и уровня инфляции в коридоре 6-8 %.

Кроме того, в целях эффективного решения задач, стоящих перед Правительством и Национальным Банком, до 1 мая 2014 года будет разработан комплекс мер, направленных на снижение инфляции до 3-4 % в среднесрочной перспективе. Данные меры будут носить сбалансированный характер, чтобы сохранить достигнутые позитивные результаты макроэкономического развития страны и обеспечить дальнейший стабильный и поступательный рост экономики.

Возврат к списку

20.09.2018
Платежи в бюджет