Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2017 года № 47. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 апреля 2017 года № 15084

Актуально на 27.03.2017

Об утверждении Правил автоматизации ведения бухгалтерского учета
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», в целях совершенствования автоматизации ведения бухгалтерского учета Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила автоматизации ведения бухгалтерского учета.
2. Признать утратившими силу некоторые постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан, а также структурные элементы некоторых постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Департаменту бухгалтерского учета (Рахметова С.К.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.
4. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Галиеву Д.Т.
6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпунктов 5), 11) пункта 10 Правил автоматизации ведения бухгалтерского учета, утвержденных настоящим постановлением, которые вводятся в действие с 1 января 2018 года.
Председатель
Национального Банка
Д. Акишев
­Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 27 марта 2017 года № 47
Правила
автоматизации ведения бухгалтерского учета
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила автоматизации ведения бухгалтерского учета (далее – Правила) разработаны в соответствии с законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан» и определяют порядок автоматизации ведения бухгалтерского учета финансовыми организациями, специальными финансовыми компаниями, исламскими специальными финансовыми компаниями, акционерным обществом «Банк Развития Казахстана» и микрофинансовыми организациями (далее – организация).
2. Основной целью автоматизации ведения бухгалтерского учета является автоматизация системы сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях, совершаемых организациями, и обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации путем применения информационных систем, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета, (далее – информационная система).
Организациям, осуществляющим составление финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами финансовой отчетности, допускается ведение бухгалтерского учета с использованием приложений офисных пакетов в порядке, предусмотренном Правилами.
3. В Правилах используются понятия, предусмотренные законами Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», от 24 ноября 2015 года «Об информатизации», а также следующие понятия:
1) автоматизированное рабочее место – совокупность технических, информационных и программных ресурсов, обеспечивающая участие работника организации в реализации автоматизированных бизнес-процессов;
2) аудиторский след – процесс отслеживания и фиксирования действий пользователя при совершении сделок (операций) или системных функций;
3) база данных – совокупность данных, организованных согласно концептуальной структуре, описывающей характеристики этих данных, а также взаимосвязи между их объектами;
4) централизованный доступ – доступ пользователей удаленных автоматизированных рабочих мест по каналам связи к единой базе данных информационной системы в режиме реального времени;
5) децентрализованный доступ – доступ пользователей удаленных автоматизированных рабочих мест по каналам связи к единой базе данных информационной системы путем синхронизации локальной базы посредством регламентированной передачи данных;
6) сторно – бухгалтерская запись по исправлению выявленной ошибки в регистрах бухгалтерского учета.
4. Ведение бухгалтерского учета с применением информационных систем осуществляется с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
5. В информационной системе обеспечивается тождественность:
1) синтетического (итогового) учета и аналитического (детального) учета;
2) распечатанных и утвержденных финансовых отчетностей на бумажных носителях либо финансовых отчетностей, представленных в Национальный Банк Республики Казахстан в электронном формате, и электронных финансовых отчетностей, сформированных из информационной системы.
6. Для обеспечения непрерывности деятельности организация осуществляет разработку и утверждение руководителем организации либо лицом, его замещающим, или иным органом управления организации внутренний документ, содержащий:
1) пошаговые процедуры восстановления (сохранности) информационной системы для обеспечения доступа к ней в случае частичного или полного ее разрушения с указанием перечня возможных аварийных ситуаций, отказов технических средств (потеря питания, выход из строя компонентов системы (модулей, подсистем) и другие);
2) процедуры безопасности информационной системы, в том числе защиты информации от несанкционированного доступа.
7. В целях применения Правил подразделения организации делятся на фронт-офис, мидл-офис (в случае наличия) и бэк-офис.
Глава 2. Автоматизация ведения бухгалтерского учета
8. Автоматизация ведения бухгалтерского учета организации обеспечивается в следующей последовательности:
1) детализированный бухгалтерский учет всех совершаемых организацией операций отражается на основании первичных документов в аналитическом бухгалтерском учете компонентов системы (модулей, подсистем);
2) информация, содержащаяся в первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета;
3) данные аналитического учета группируются по счетам синтетического учета;
4) данные синтетического учета отражаются в главной книге и (или) в базе данных;
5) на основании информации главной книги и (или) базы данных формируется отдельная финансовая отчетность.
При автоматизации формирования отдельной финансовой отчетности с применением информационной системы организация обеспечивает автоматическое формирование бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях в капитале.
При формировании отчета о движении денежных средств допускается внесение ручных корректировок в показатели отчета о движении денежных средств.
9. Для автоматизации ведения бухгалтерского учета с применением информационной системы организация обеспечивает разработку и утверждение руководителем организации либо лицом, его замещающим, или иным органом управления организации внутренних документов, содержащих:
1) перечень применяемых информационных систем (в случае применения двух и более информационных систем);
2) описание каждой информационной системы, включающее:
перечень компонентов системы (модулей, подсистем);
описание назначения каждого компонента системы (модуля, подсистемы);
взаимосвязь и (или) взаимодействие, в том числе методы и (или) способы обмена и (или) передачи информации, между информационными системами (в случае применения двух и более информационных систем), в разрезе совершаемых операций с описанием осуществляемых бизнес-процессов;
при наличии взаимодействия компонентов системы (модулей, подсистем) с внешними источниками информации либо с другими информационными системами организации, используемыми для проведения операций (платежей, переоценки, покупки (продажи) ценных бумаг и других операций), описание автоматизации бизнес-процессов.
Допускается утверждение руководителем организации либо лицом, его замещающим, или иным органом управления организации документов, представленных разработчиком информационной системы, в случае их соответствия требованиям, предусмотренным подпунктом 2) настоящего пункта.
3) перечень статей (строк) бухгалтерского баланса организации с указанием в разрезе каждой статьи (строки):
содержания совершаемой операции, результат которой включается в состав суммы данной статьи (строки) бухгалтерского баланса с указанием счетов бухгалтерского учета;
компонентов системы (модулей, подсистем), используемых для осуществления бухгалтерских записей, на основании которых формируется данная статья (строка) бухгалтерского баланса.
10. При автоматизации ведения бухгалтерского учета обеспечивается следующее:
1) наличие базы данных и (или) главной книги;
2) возможность выбора типовых операций пользователем автоматизированного рабочего места, применяемых на постоянной основе для отражения операций с использованием однотипных бухгалтерских записей. Критерии отнесения бухгалтерских записей к однотипным бухгалтерским записям определяются внутренними документами организации на основании периодичности их осуществления;
3) осуществление контроля в информационной системе с периодичностью, установленной внутренними документами организации, за корректностью отражения в результате выбора типовой операции, указанной в подпункте 2) настоящего пункта, бухгалтерской записи.
В случае изменения требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, внесения изменений в учетную политику, бизнес-процесса проводимых операций организация вносит соответствующие изменения в настройки информационной системы;
4) доступ к соответствующим общепринятым справочникам (классификаторам) и их применение с целью унификации информации;
5) ведение учета клиентов с возможностью просмотра исторических данных в используемой информационной системе по всем проведенным клиентом операциям на основании реквизитов документа, удостоверяющего личность клиента (для физических лиц), номера банковского счета и (или) договора (договоров), заключенного (заключенных) с клиентом, с момента ведения учета клиента в информационной системе;
6) разграничение прав доступа между работниками организации в зависимости от характера (содержания) операции и функциональных полномочий работника организации, в том числе путем создания порядка санкционирования (утверждения) бухгалтерских записей в информационной системе, предусмотренных внутренними документами организации, с обеспечением адекватного уровня безопасности, описанного во внутренних документах организации;
7) поддержка различных видов валют (в случае совершения организацией операций с иностранной валютой);
8) ведение регистров бухгалтерского учета с заполнением обязательных полей, включая проверку на качество входных данных;
9) содержание аудиторского следа во всех операциях, отраженных в информационной системе;
10) централизованный или децентрализованный доступ автоматизированного рабочего места к базе данных и (или) к главной книге;
11) формирование отчета обо всех проведенных сторно;
12) взаимосвязь между информационными системами, используемыми для проведения операции;
13) осуществление бухгалтерских записей в информационной системе в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания;
14) осуществление сторно в день обнаружения ошибки и исключение возможности осуществления сторно прошлой датой.
11. Проверка актуализации информации, содержащейся во внутренних документах организации, указанных в пунктах 6 и 9 Правил, с фактическими бизнес-процессами и процессами, совершаемыми в информационной системе, проводится не реже одного раза в год, результат которой фиксируется решением соответствующего органа организации, определенного внутренним документом организации.
12. На уровне главной книги совершаемые организацией операции отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан:
от 22 сентября 2008 года № 79 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета для отдельных субъектов финансового рынка Республики Казахстан» (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5348);
от 31 января 2011 года № 3 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня, ипотечных организациях и акционерном обществе «Банк Развития Казахстана» (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под
№ 6793).
Приложение
к постановлению Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 27 марта 2017 года № 47
Перечень некоторых постановлений Правления
Национального Банка Республики Казахстан,
а также структурных элементов некоторых постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан,
признанных утратившими силу
1. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года № 272 «Об утверждении Правил автоматизации ведения бухгалтерского учета» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7982, опубликованное
12 декабря 2012 года в газете «Казахстанская правда» № 431-432 (27250-27251).
2. Пункт 4 Перечня изменений и дополнений, вносимых в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности микрофинансовых организаций, являющегося приложением к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 388 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности микрофинансовых организаций» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8350, опубликованное 5 июня 2013 года в газете «Казахстанская правда» № 190-191 (27464-27465).
3. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 18 июня 2015 года № 123 «О внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года № 272 «Об утверждении Правил автоматизации ведения бухгалтерского учета» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11700, опубликованное 27 июля 2015 года в информационно-правовой системе «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»).
4. Пункт 6 Перечня нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам ведения бухгалтерского учета, являющегося приложением к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 6 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам ведения бухгалтерского учета» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13415, опубликованное
4 апреля 2016 года в информационно-правовой системе «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»).

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2017 года № 47. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 апреля 2017 года № 15084

Актуально на 27.03.2017