Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»:
в статье 22:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. При расторжении брака (супружества) в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов, об определении порядка общения родителя с ребенком. В решении суда указываются фамилии супругов после расторжения брака (супружества).»;
пункт 2 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
«5) определить порядок общения родителя с ребенком.».
2. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года:
1) в части второй статьи 187 слова «293 (частями второй и третьей)» заменить словами «293 (частями второй, третьей и четвертой)»;
2) части первую и вторую статьи 426 изложить в следующей редакции:
«1. Суд, рассматривающий дело в апелляционном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора, постановления суда в полном объеме и вправе внести в них изменения по основаниям, не указанным в жалобе, ходатайстве прокурора, если при этом не ухудшается положение осужденного.
2. Если при рассмотрении дела будут установлены нарушения прав и законных интересов других осужденных, которые повлекли постановление незаконного приговора, постановления, суд с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе отменить или изменить их также в не обжалованных, не пересмотренных по апелляционному ходатайству прокурора частях и в отношении лиц, о которых жалоба, ходатайство прокурора не поданы, если при этом не ухудшается положение осужденного.
Изменение или отмена приговора в отношении лиц, о которых жалоба, ходатайство прокурора не поданы, допускается лишь в случае отмены или изменения приговора в отношении лица, которого касаются жалоба, ходатайство прокурора, и только для приведения в соответствие квалификации действий других осужденных, совместно совершивших уголовное правонарушение.
Суд не вправе ухудшить положение осужденного по его ходатайству или ходатайству его защитника или законного представителя.»;
3) пункты 8) и 9) части первой статьи 431 исключить.
3. В Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года:
статью 92 дополнить частями третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой следующего содержания:
«3. При необходимости производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в учреждениях может быть оставлен в учреждении смешанной безопасности, а также с санкции прокурора переведен из другого учреждения на срок, установленный Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
4. При необходимости участия в судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужденный по постановлению суда может быть оставлен в учреждении смешанной безопасности на время рассмотрения дела в суде в условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для учреждений средней безопасности.
5. Если осужденный привлекается к уголовной ответственности по другому делу и в отношении него избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, сроки его содержания в учреждении смешанной безопасности определяются в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
6. Осужденный может быть переведен в учреждение смешанной безопасности по основаниям, указанным в частях третьей, четвертой и пятой настоящей статьи, а также для поддержания правопорядка.
Осужденные, направленные в учреждения смешанной безопасности, по основаниям, предусмотренным частями третьей и четвертой настоящей статьи, содержатся в камерах изолированно от других лиц, и на них распространяются условия, установленные настоящим Кодексом для учреждения того вида, который был назначен судом.
7. Осужденные, переведенные в учреждение смешанной безопасности для обеспечения правопорядка в учреждениях, вправе:
1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на контрольных счетах наличности временного размещения денег, в размере до двух месячных расчетных показателей;
2) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года;
3) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.
Осужденные содержатся в камерах и изолированно от всех категорий лиц, содержащихся в учреждении смешанной безопасности.».
4. В Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года:
1) часть первую статьи 1 изложить в следующей редакции:
«1. Порядок судопроизводства по гражданским делам на территории Республики Казахстан определяется Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами Республики Казахстан, настоящим Кодексом, основанным на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права. Положения иных законов, регулирующих порядок гражданского судопроизводства, подлежат включению в настоящий Кодекс.»;
2) статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. Задачи гражданского судопроизводства
Задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте, обеспечение полного, своевременного, справедливого рассмотрения и разрешения дела, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду.»;
3) часть третью статьи 27 изложить в следующей редакции:
«3. Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают и разрешают гражданские дела по спорам о расторжении брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, разделе имущества (при наличии несовершеннолетних детей), об определении места жительства ребенка, в том числе при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства; определении порядка общения родителя, близких родственников с ребенком, проживающим отдельно от них; отобрании ребенка, находящегося у других лиц, не на основании закона; о лишении (ограничении) и восстановлении (отмене ограничений) родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка и его отмене, признании усыновления (удочерения) недействительным; о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации образования с особым режимом содержания; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними; об установлении отцовства и взыскании алиментов; по заявлениям об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); об изменении размера алиментов, об освобождении от уплаты алиментов, от уплаты задолженности по алиментам, взыскиваемым на содержание несовершеннолетних детей; о защите трудовых, наследственных, жилищных прав несовершеннолетних; о возвращении незаконно перемещенного в Республику Казахстан или удерживаемого в Республике Казахстан ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан; о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних.
Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают и разрешают гражданские дела по спорам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних.
По ходатайству законных представителей несовершеннолетнего лица дела, отнесенные к подсудности специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних, могут рассматриваться или могут быть переданы районному (городскому) суду по месту жительства (нахождения) ребенка, за исключением дел, подсудных районным (городским) судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров. Ходатайство может быть подано до окончания подготовки дела к судебному разбирательству.»;
4) часть седьмую статьи 30 изложить в следующей редакции:
«7. Иски о расторжении брака могут предъявляться по месту жительства истца при проживании с ним совместно несовершеннолетних детей, за исключением исков по делам, подсудным районным (городским) судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров.»;
5) статью 60 дополнить частью четвертой следующего содержания:
«4. Представитель по поручению обладает процессуальными правами и несет процессуальные обязанности лица, интересы которого он представляет в пределах предоставленных ему полномочий.»;
6) часть вторую статьи 148 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Помимо требований, указанных в подпунктах 1) – 8) настоящей части, в иске, предъявляемом и подписанном представителем, должна содержаться ссылка на норму закона, на которой основываются требования.»;
7) абзац второй части четвертой статьи 166 изложить в следующей редакции:
«Помимо требований, указанных в подпунктах 1) – 4) настоящей части, в отзыве, представляемом и подписанном представителем, должна содержаться ссылка на доказательства и норму закона, в соответствии с которой обоснованы возражения. В отзыве могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения дела.»;
8) абзац первый части первой статьи 405 изложить в следующей редакции:
«1. Судья суда первой инстанции после получения апелляционных жалобы, ходатайства прокурора, поданных в срок и соответствующих требованиям абзаца второго части второй статьи 401, статей 403, 404 настоящего Кодекса, совершает следующие действия:»;
9) в статье 413:
часть третью изложить в следующей редакции:
«3. В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, изменении размера исковых требований, изменении предмета и основания иска, замене ненадлежащего ответчика, предъявлении встречного иска, за исключением случаев, установленных частью четвертой настоящей статьи.»;
дополнить частью четвертой следующего содержания:
«4. В случаях отмены решения суда по основаниям, предусмотренным частью четвертой статьи 427 настоящего Кодекса, и принятия дела для рассмотрения по существу суд апелляционной инстанции рассматривает и разрешает дело по правилам суда первой инстанции.»;
10) абзац второй части первой статьи 416 изложить в следующей редакции:
«Суд апелляционной инстанции извещает прокурора о делах, подлежащих рассмотрению в апелляционной инстанции.»;
11) в статье 424:
в части первой:
подпункт 5) исключить;
подпункт 6) изложить в следующей редакции:
«6) принять дело в свое производство для рассмотрения по существу по правилам суда первой инстанции в случае отмены решения суда по основаниям, предусмотренным частью четвертой статьи 427 настоящего Кодекса;»;
части вторую и третью исключить;
12) подпункт 1) статьи 425 изложить в следующей редакции:
«1) постановление в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3), а также подпунктом 6) части первой статьи 424 настоящего Кодекса в случае принятия нового решения после рассмотрения дела по существу по правилам суда первой инстанции;»;
13) в статье 427:
подпункт 5) части первой изложить в следующей редакции:
«5) в деле отсутствует протокол отдельного процессуального действия, когда обязательность его ведения предусмотрена настоящим Кодексом.»;
часть четвертую дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
«6) в деле отсутствует протокол судебного заседания, когда обязательность его ведения предусмотрена настоящим Кодексом.»;
часть пятую изложить в следующей редакции:
«5. При отмене решения суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью четвертой статьи 427 настоящего Кодекса, суд апелляционной инстанции выносит определение. В определении указываются о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. По окончании указанных действий дело рассматривается, как правило, в том же составе суда апелляционной инстанции.
В остальных случаях, в том числе и при отмене решения суда с вынесением нового решения, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в одном судебном заседании с принятием одного судебного акта.»;
часть 5-1 исключить;
14) подпункты 3) и 4) части второй статьи 451 изложить в следующей редакции:
«3) отменяет постановление суда апелляционной инстанции и направляет дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей в случае установления нарушений, предусмотренных статьей 427 настоящего Кодекса;
4) отменяет решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и направляет дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей в случае установления нарушений, предусмотренных статьей 427 настоящего Кодекса;».
5. В Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года:
1) часть пятую статьи 91 изложить в следующей редакции:
«5. Если иное не предусмотрено законом, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке. В случае, если законом предусмотрена возможность обращения в суд без необходимости обжалования в вышестоящем органе, административный орган, должностное лицо, административный акт, административное действие (бездействие) которых оспариваются, наряду с отзывом представляют в суд мотивированную позицию руководителя вышестоящего административного органа, должностного лица.»;
2) часть пятую статьи 138 изложить в следующей редакции:
«5. Судья обязывает ответчика представить письменный отзыв, подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, и мотивированную позицию руководителя вышестоящего административного органа, должностного лица с административным делом (при наличии) в срок, не превышающий десяти рабочих дней.
Истец ознакомляется с отзывом и позицией на стадии предварительного слушания.
Непредставление их в установленный судьей срок может являться основанием для применения денежного взыскания и не препятствует рассмотрению административного дела по существу.».
6. В Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной деятельности»:
абзац четвертый пункта 7 статьи 12 изложить в следующей редакции:
«Специальные оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи могут быть проведены только с санкции Генерального Прокурора Республики Казахстан.».
7. В Закон Республики Казахстан от 7 июля 1997 года «О судебных приставах»:
1) часть первую пункта 2 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«2. Судебному приставу выдается форменная одежда (без погон), идентификационная карта и жетон, образцы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в сфере судебного администрирования (далее – уполномоченный орган).»;
2) пункт 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«1. Подразделения судебных приставов образуются уполномоченным органом в Верховном Суде и территориальных подразделениях в областях, столице и городах республиканского значения (далее – территориальные подразделения).».
8. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»:
1) в части второй статьи 5 слова «Верховном Суде» заменить словами «Высшем Судебном Совете»;
2) в заголовке и абзаце первом статьи 5-2 слова «Верховного Суда», «Верховный Суд» заменить соответственно словами «Высшего Судебного Совета», «Высший Судебный Совет»;
3) в статье 59:
в частях третьей, пятой и шестой пункта 4 слова «Верховным Судом», «Верховного Суда» заменить соответственно словами «Высшим Судебным Советом», «Высшего Судебного Совета»;
в пункте 4-1 слова «Верховный Суд» заменить словами «Высший Судебный Совет»;
в пункте 8-7 слова «Верховным Судом», «Верховного Суда» заменить соответственно словами «Высшим Судебным Советом», «Высшего Судебного Совета»;
в пункте 8-9 слова «Верховного Суда» заменить словами «Высшего Судебного Совета»;
в пункте 8-11 слова «Верховным Судом» заменить словами «Высшим Судебным Советом»;
в пунктах 8-12 и 8-13 слова «Верховный Суд» заменить словами «Высший Судебный Совет»;
4) в статье 63:
часть третью пункта 3 изложить в следующей редакции:
«Правила оказания платных видов деятельности по реализации товаров (работ, услуг) Академией правосудия и расходования ею денег от реализации товаров (работ, услуг) утверждаются аппаратом Высшего Судебного Совета Республики Казахстан.»;
часть третью пункта 4 изложить в следующей редакции:
«Цены на товары (работы, услуги), связанные с уставной деятельностью Академии правосудия, утверждаются Академией правосудия по согласованию с аппаратом Высшего Судебного Совета Республики Казахстан.».
9. В Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан»:
в части второй пункта 4 статьи 15:
слова «Верховном Суде» заменить словами «Высшем Судебном Совете»;
слова «уполномоченном органе по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов и в его территориальных подразделениях» заменить словами «уполномоченном государственном органе в сфере судебного администрирования и его территориальных подразделениях в областях, столице и городах республиканского значения».
10. В Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан»:
1) статью 1 дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:
«7-1. При Совете функционирует Академия правосудия.
Совет является уполномоченным органом, осуществляющим общее управление Академией.
Образование, статус и организация работы Академии правосудия определяются Президентом Республики Казахстан.»;
2) в пункте 1 статьи 3:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
«2) на конкурсной основе осуществляет отбор кандидатов на вакантные должности судьи районного и приравненного к нему суда (далее – районный суд), председателя судебной коллегии, судьи областного и приравненного к нему суда (далее – областной суд), судьи Верховного Суда:
по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов для назначения на вакантные должности судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда;
по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность судьи Верховного Суда для представления в Сенат Парламента на альтернативной основе;»;
подпункт 2-1) изложить в следующей редакции:
«2-1) рассматривает вопросы назначения либо избрания кандидатов на вакантные должности судей без конкурса в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»:
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата для назначения на вакантную должность судьи местного и другого суда;
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов на вакантную должность судьи Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;»;
дополнить подпунктами 3-1) и 3-2) следующего содержания:
«3-1) представляет кандидатуры на расширенное пленарное заседание областного суда из числа лиц, состоящих в кадровом резерве, и (или) лиц, самостоятельно выдвинувших свою кандидатуру, для избрания на вакантную должность председателя районного суда;
3-2) осуществляет отбор кандидатов на вакантную должность председателя районного суда из числа лиц, избранных расширенным пленарным заседанием областного суда:
по итогам отбора рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов для назначения на вакантную должность председателя районного суда;»;
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
«5) рассматривает вопросы прекращения полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»:
рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;
вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;»;
дополнить подпунктами 5-1) и 5-2) следующего содержания:
«5-1) по истечении годичного срока рассматривает результаты работы лица, впервые назначенного на должность судьи, и при положительной оценке профессиональной деятельности судьи Комиссией по качеству правосудия при Верховном Суде (далее – Комиссия по качеству правосудия) решает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о его утверждении;
5-2) рассматривает вопрос о продлении срока пребывания в должности судьи по достижении пенсионного возраста;»;
дополнить подпунктом 5-3) следующего содержания:
«5-3) осуществляет общее управление Академией правосудия при Совете;»;
подпункт 13) изложить в следующей редакции:
«13) организует ведение учета лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи, получивших рекомендацию Совета, прошедших стажировку в судах и получивших заключения пленарных заседаний областных судов, а также окончивших Академию правосудия при Совете;»;
3) в пункте 6 статьи 4 слова «и иностранных экспертов» исключить;
4) подпункт 10) пункта 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
«10) издает распоряжения по вопросам своей компетенции;»;
5) в пункте 1 статьи 7:
подпункт 8-1) изложить в следующей редакции:
«8-1) организует обеспечение деятельности Судебного жюри, Комиссии по кадровому резерву, Квалификационной комиссии, Комиссии по конкурсному отбору;»;
подпункт 13) исключить;
подпункт 16) изложить в следующей редакции:
«16) решает вопросы дисциплинарной ответственности работников аппарата Совета;»;
дополнить подпунктами 16-1) и 16-2) следующего содержания:
«16-1) согласовывает штатное расписание Академии правосудия при Совете;
16-2) утверждает правила оказания платных видов деятельности по реализации товаров (работ, услуг) Академией правосудия при Совете и расходования ею денег от реализации товаров (работ, услуг);»;
6) часть вторую пункта 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:
«Закрытые заседания Совета не могут проводиться при рассмотрении вопросов об освобождении судей от должности, за исключением случаев, предусмотренных законом, о подведении итогов конкурса на занятие вакантных должностей судей, председателей судебных коллегий и председателей судов, в том числе при обсуждении кандидатур и принятии по ним решений.»;
7) в статье 11:
пункт 2 исключить;
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
«2-1. Порядок формирования Комиссии, а также проведения ее заседаний определяется регламентом Совета.»;
пункт 3 исключить;
8) статью 12 изложить в следующей редакции:
«Статья 12. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов
Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов проводятся открыто и гласно. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.
На заседания Комиссии могут быть приглашены наблюдатели.»;
9) пункт 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:
«4. Лица, окончившие обучение и сдавшие квалификационный экзамен в Академии правосудия при Совете, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения.»;
10) часть вторую статьи 14 изложить в следующей редакции:
«В случае отказа в приеме квалификационных экзаменов председатель Комиссии обязан выдать гражданину в течение месяца со дня подачи заявления или получения результатов специальной проверки, указанной в пункте 9-1 статьи 13 настоящего Закона, мотивированный ответ.»;
11) статью 16 изложить в следующей редакции:
«Статья 16. Конкурс на должность судьи
1. Рекомендация Совета о назначении на должности судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда дается по результатам конкурсного рассмотрения.
Для кандидатов на вакантную должность судьи областного суда, соответствующих требованиям, установленным пунктом 4 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», и являющихся специалистами в отдельных отраслях права, перечень которых утверждается Советом по предложению Верховного Суда, может проводиться отдельный конкурс. Порядок проведения такого отдельного конкурсного отбора определяется регламентом Совета.
2. Решение об объявлении конкурса принимается Председателем Совета по предложению секретаря Совета на основе графика проведения конкурсов, ежегодно утверждаемого Советом и размещаемого на интернет-ресурсе Совета.
Порядок утверждения графика проведения конкурса, а также сведения, включаемые в него, определяются регламентом Совета.
3. График составляется с учетом анализа и прогноза сменяемости судей, сроков полномочий председателей и председателей судебных коллегий местных судов, а также имеющихся вакансий.
4. Объявление Совета о конкурсе для занятия вакантных должностей судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда публикуется аппаратом Совета в сроки, установленные регламентом Совета, но не менее чем за две недели до конкурса на интернет-ресурсе Совета на казахском и русском языках. При этом конкурс для занятия должности председателя судебной коллегии областного суда может быть объявлен до истечения срока полномочий председателя судебной коллегии областного суда.
5. Для участия в конкурсе на должности судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда необходимо в течение сроков, указанных в объявлении Совета о конкурсе, но не менее чем в течение двух недель со дня опубликования объявления на интернет-ресурсе Совета, подать в аппарат Совета заявление и другие документы, перечень которых установлен регламентом Совета.
В целях получения полной и объективной информации о личности претендентов аппарат Совета вправе запросить дополнительные сведения о претендентах в правоохранительных органах и их территориальных подразделениях, других государственных органах, коллегиях адвокатов, а также в негосударственных организациях.»;
12) в статье 17:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Статья 17. Участники конкурса на должности судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда»;
в пункте 1:
в части первой:
слова «председателя и» исключить;
после слов «отвечающие требованиям» дополнить словами «подпунктов 1), 2), 3), 4) и 6)»;
слова «а кандидаты, являющиеся действующими судьями, – требованиям статьи 28 и пункта 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» заменить словами «а также действующие судьи»;
часть вторую исключить;
в пункте 3:
в части первой:
слова «председателей и» исключить;
слова «должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания областного суда по месту жительства или работы» заменить словами «и судьи областного суда должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания областного суда по месту работы»;
части вторую, третью, четвертую, пятую и шестую изложить в следующей редакции:
«Участники конкурса на должности председателя судебной коллегии областного суда и судьи Верховного Суда должны получить заключения пленарного заседания Верховного Суда и Совета по взаимодействию с судами по месту работы.
Заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания носят рекомендательный характер.»;
13) в статье 18:
часть вторую пункта 2 изложить в следующей редакции:
«При проведении конкурса на занятие вакантной должности председателя судебной коллегии областного суда в дополнение к критериям, указанным в части первой настоящего пункта, также учитываются и организаторские способности.»;
часть вторую пункта 5 изложить в следующей редакции:
«При наличии оснований, препятствующих назначению на должности судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда кандидата, прошедшего отбор и рекомендованного Советом к назначению, а также в случае его отказа от назначения на вакантную должность Совет отменяет решение о даче рекомендации и может рекомендовать для назначения на вакантную должность другого кандидата из числа лиц, принявших участие в конкурсе.»;
дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:
«5-1. Кандидаты в судьи могут проходить стажировку после получения рекомендации Совета о назначении на вакантную должность.
Рекомендация Совета подлежит пересмотру в случае получения кандидатом в судьи отрицательного заключения пленарного заседания суда по итогам стажировки. Порядок пересмотра рекомендации Совета определяется регламентом Совета.
В случае признания Советом отрицательного заключения пленарного заседания по итогам стажировки обоснованным рекомендация Совета о назначении на вакантную судейскую должность в отношении такого кандидата отменяется, и на эту вакантную судейскую должность может быть:
1) рекомендован кандидат, участвовавший в конкурсе на эту судейскую должность;
2) объявлен повторный конкурс.»;
14) в статье 19:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Статья 19. Порядок рассмотрения кандидатур на вакантные должности председателей районных судов, председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда»;
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
«1-1. Кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов рассматриваются Советом из числа лиц, избранных расширенным пленарным заседанием областного суда и получивших соответствующее заключение.»;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Кандидатуры на должности председателей районных судов должны быть действующими судьями или иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
Кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов рекомендуются, как правило, из числа судей областного суда или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.
Кандидатуры на должности председателей судебных коллегий Верховного Суда представляются из числа судей Верховного Суда.
При этом приоритет при отборе кандидатов на должности председателя районного суда, председателя областного суда, председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве и обладающим организаторскими способностями.»;
дополнить пунктами 3-1, 3-2, 3-3 и 3-4 следующего содержания:
«3-1. Решение об объявлении вакансии на должность председателя районного суда принимается Председателем Совета по предложению секретаря Совета с учетом сроков полномочий председателей районных судов.
Объявление о вакансии публикуется на интернет-ресурсе Совета в сроки, установленные регламентом Совета.
3-2. Совет осуществляет проверку кандидатов, самостоятельно выдвинувших свою кандидатуру на вакантную должность председателя районного суда, на соответствие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.
Порядок проведения такой проверки определяется регламентом Совета.
3-3. Порядок внесения Советом кандидатов на расширенное пленарное заседание областного суда из числа лиц, состоящих в кадровом резерве, и (или) лиц, самостоятельно выдвинувших свою кандидатуру, порядок отбора кандидатов, избранных расширенным пленарным заседанием областного суда на должность председателя районного суда, а также порядок пересмотра рекомендаций Совета в случаях отказа кандидата от назначения на должность определяются регламентом Совета.
3-4. В случае отказа кандидата от назначения на должность председателя районного суда рекомендация Совета о назначении на вакантную судейскую должность в отношении такого кандидата отменяется и:
1) вакантная должность председателя районного суда может быть предложена иным кандидатам, избранным расширенным пленарным заседанием;
2) может быть объявлен повторный отбор.»;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Совет в обязательном порядке рассматривает на заседании все избранные или представленные кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов, председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда.»;
15) статью 20 изложить в следующей редакции:
«Статья 20. Условия рассмотрения кандидатур на вакантные должности
1. Председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели судебных коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз.
2. Порядок назначения кандидатов на вакантные должности судей без конкурса в случаях, предусмотренных Конституционном законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», определяется регламентом Совета.»;
16) пункт 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:
«1. Основаниями для рассмотрения Советом вопроса об освобождении от должностей председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи являются заявление председателя, председателя судебной коллегии суда, судьи, решение Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри.
В случаях, предусмотренных подпунктами 4), 5), 6) и 7) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», основанием для рассмотрения Советом вопроса об освобождении от должностей председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи является сообщение уполномоченного государственного органа в сфере судебного администрирования с приложением подтверждающего документа.
Комиссия по качеству правосудия вносит в Совет решение о признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
Судебное жюри вносит в Совет решение об освобождении от занимаемых должностей председателя, председателей судебных коллегий суда и судей за совершение ими дисциплинарных проступков или за невыполнение требований Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».»;
17) пункт 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«1. При рассмотрении вопроса об освобождении от должностей председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи Совет заслушивает объяснение судьи, в отношении которого рассматривается вопрос об освобождении от соответствующей должности. Неявка председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи на заседание Совета без уважительных причин не препятствует рассмотрению вопроса. На заседании могут быть выслушаны сообщения других лиц, приглашенных по ходатайству председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи, секретаря Совета, оглашены документы и рассмотрены иные материалы.»;
18) пункт 4 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«4. Решение Совета о переводе судьи в другой суд, принятое по результатам рассмотрения жалобы судьи на решение Комиссии по качеству правосудия по результатам периодической оценки профессиональной деятельности, является основанием для рассмотрения на заседании Совета вопроса о переводе судьи в другой суд, а в случае отказа судьи от перевода – вопроса об освобождении судьи от занимаемой должности.».