Вопрос о налогообложении работников дипломатических и приравненных к ним представительств иностранного государства

Вопрос о налогообложении работников дипломатических и приравненных к ним представительств иностранного государства


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:
Номер обращения 673321 от 12.03.2021

Мы обращаемся к Вам с вопросом о налогообложении работников дипломатических и приравненных к ним представительств иностранного государства, консульских учреждений иностранного государства, аккредитованные в РК. На основании налогового законодательства РК и Венской конвенции нами был проведен анализ и сделаны следующие выводы. Просим Вас их подтвердить, или если мы не правы, дать нам правильные ответы со ссылками. Также просим Вас ответить на вопросы 5, 6 и 7, ответы на которые мы не нашли. 1. Как мы понимаем, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, дипломатические агенты (то есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства, имеющие дипломатический ранг) освобождаются от всех видов налогов и социальных отчислений с заработной платы, предусмотренных законодательством РК. 2. Согласно ст. 33 п.3 Венской конвенции, дипломатический агент, нанимающий лиц которые являются гражданами РК и проживают в нем постоянно и на которых распространяются постановления о социальном обеспечении РК, должен выполнять обязательства, налагаемые на работодателей постановлениями о социальном обеспечении, действующими в государстве пребывания. То есть, в отношении перечисленных категорий работников без дипломатического ранга - освобождение от уплаты обязательных пенсионных взносов и взносов на обязательное социальное мед страхование не действует. Соответственно работодатель обязан уплатить: - за свой счет - социальные отчисления, социальный налог и отчисления на обязательное социальное мед страхование; - за счет работника - обязательные пенсионные взносы и взносы на обязательное социальное медстрахование. 3. Согласно ст.350 НК РК - дипломатические и приравненные к ним представительства иностранного государства, консульские учреждения иностранного государства, аккредитованные в РК не признаются налоговыми агентами в отношении индивидуального подоходного налога (ИПН). Соответственно, у посольства нет обязательства исчислять и уплачивать ИПН за своих сотрудников. ИПН при этом не удерживается из заработной платы сотрудников посольства и сотрудники получают валовую сумму (гросс) зафиксированную в трудовом договоре. 4. Согласно ст. 363, п. 1, пп 6 НК РК, сотрудники являющиеся гражданами РК, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами, обязаны самостоятельно предоставлять ежегодную декларацию по ИПН (ФНО 240.00) до 31 марта года следующего за отчетным, и, уплачивать ИПН до 10 апреля года следующего за отчетным, в размере 10% с дохода полученного от посольства \ консульства. Правильно ли мы понимаем, что доход указанный в данном пункте будет признаваться доходом полученным из источников за пределами РК поскольку территория посольства/консульства по сути является территорией иностранного государства? 5. Как должен облагаться иностранный работник посольства / консульства без дипломатического ранга и без ВНЖ в РК? Обязан ли он представлять ФНО 240.00? Должен ли работодатель платить за него социальный налог и уплачивать социальные и пенсионные отчисления и отчисления/взносы на обязательное социальное медстрахование (в случае если это гражданин ЕАЭС)? 6. Какие налоги уплачивают следующие категории работников посольства: f) «членами административно-технического персонала» являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства; g) «членами обслуживающего персонала» являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства; h) «частный домашний работник» есть лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства;

Ответ:

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК в пределах компетенции сообщает следующее.

Частично по 1 вопросу
Согласно статье 34 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) (далее - Венская конвенция) дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:
а) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания;
b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
с) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в пункте 4 статьи 39;
d) сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания;
е) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;
f) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, с изъятиями, предусмотренными в статье 23.

Частично по 1, 2 вопросам и вопросам касательно пенсионных, социальных отчислений и отчислений/взносов на обязательное социальное мед. страхование
Вопросы касающиеся пенсионных, социальных отчислений и отчислений/взносов на обязательное социальное мед. страхование входят в компетенцию министерств труда и социальной защиты населения и здравоохранения Республики Казахстан. В связи с чем, предоставление разъяснений по указанным вопросам невозможно.

по 3 и 4 вопросам
Действительно, не признаются налоговыми агентами по исчислению, удержанию и уплате в бюджет индивидуального подоходного налога (ИПН) у источника выплаты по доходам, указанным в подпунктах 1) - 12) и 17) статьи 321 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI, в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом, в том числе дипломатические и приравненные к ним представительства иностранного государства, консульские учреждения иностранного государства, аккредитованные в Республике Казахстан (пункт 1, подпункт 1) пункта 3 статьи 350 Налогового кодекса в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении).
Так исчисление и уплата в бюджет ИПН осуществляется физическим лицом самостоятельно по доходам, указанным в подпунктах 1) - 12) и 17) статьи 321 Налогового кодекса, в случае получения таких доходов от лица, не являющегося налоговым агентом (подпункт 1) пункта 1 статьи 356 Налогового кодекса). При этом другими доходами из источников за пределами Республики Казахстан признаются все виды доходов, не указанных в подпунктах 1) - 16) статьи 321 настоящего Кодекса, полученных (подлежащих получению) налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода от лица, не являющегося налоговым агентом, и не являющихся доходами из источников в Республике Казахстан независимо от места выплаты (статьи 338 Налогового кодекса). В свою очередь, из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода), в том числе официальные доходы дипломатических или консульских работников, не являющихся гражданами Республики Казахстан, (подпункт 19) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса).
Декларацию по ИПН представляют физические лица, граждане Республики Казахстан, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами (подпункт 6) пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса). Если иное не установлено данной статьей, декларация по ИПН представляется в орган государственных доходов по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (пункт 1 статьи 364 Налогового кодекса).
Таким образом, полученный доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами из другого государства, признается другим доходом из источников за пределами Республики Казахстан, подлежащим налогообложению физическим лицом самостоятельно. Соответственно, у такого лица возникают обязательства по предоставлению в орган государственных доходов по месту жительства декларацию по ИПН (форма 240.00) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным календарным годом, в котором был получен такой доход, и самостоятельной уплате ИПН по месту жительства не позднее 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи ФНО 240.00 (подпункт 2) пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса).

по 5 вопросу касательно ИПН
В соответствии с подпунктом 20) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан признается доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями. Из пунктов 1-3 статьи 658 Налогового кодекса положения данной статьи распространяются на доходы физического лица-нерезидента, полученные из источников в Республике Казахстан от лица, не являющегося налоговым агентом в соответствии с положениями Налогового кодекса. Если иное не установлено данной статьей, исчисление индивидуального подоходного налога с доходов физического лица-нерезидента, полученных из источников в Республике Казахстан от лица, не являющегося налоговым агентом в соответствии с положениями Налогового кодекса, производится путем применения ставки, установленной статьей 646 Налогового кодекса, к начисленной сумме дохода без осуществления налоговых вычетов. Если иное не установлено данной статьей, уплата индивидуального подоходного налога производится физическим лицом-нерезидентом самостоятельно не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу за налоговый период.

касательно СН
Согласно пункту 1 статьи 482 Налогового кодекса плательщиками социального налога являются:
1) индивидуальные предприниматели;
2) лица, занимающиеся частной практикой;
3) юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено пунктом 3 данной статьи;
4) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения;
5) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через структурное подразделение, которое не приводит к образованию постоянного учреждения.
Из вышеизложенного следует, что физическое лицо-нерезидент не является плательщиком социального налога.

по 6 вопросу
Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 37 Венской конвенции члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29 - 35, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, указанный в пункте 1 статьи 31, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей. Они пользуются также привилегиями, указанными в пункте 1 статьи 36, в отношении предметов первоначального обзаведения. Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе, а также пользуются освобождением, упомянутым в статье 33. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно. освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.

Председатель Комитета государственных доходов МФ РК,
Султангазиев М.Е. 12.03.2021



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник