Касательно включения полученных государственных субсидии в оборот по реализации для целей постановки на регистрационный учет по НДС

Касательно включения полученных государственных субсидии в оборот по реализации для целей постановки на регистрационный учет по НДС


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  
19.08.2021

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:
Номер обращения 700339/1 от 12.08.2021

Вопрос по Налогу на добавленную стоимость (НДС). Предприятие применяет СНР для производителей СХ продукции, периодически получает субсидии от государства, суммы субсидий включаются в доход и учитываются при расчете КПН. ПРЕДПРИЯТИЕ не стоит на учете по НДС, сегодня было выставлено уведомление о том, что среднегодовой доход за 2020 г, превысил порог по НДС и мы должны были встать на учет по НДС в январе 2021 года, налоговые органы требуют оплатить штраф за непостановку на учет по НДС и уплатить штраф 15% со всей суммы реализации за 2021 год, суммы субсидий нами включены в СГД и отражены в декларациях по КПН, но непонятно почему субсидии являются оборотом реализации для целей НДС?
ВОПРОС: правомерно ли требование налоговых органов включать полученные государственные субсидии в оборот по реализации для целей исчисления НДС? правомерны ли налагаемые взыскания?

Ответ:

Алтынбаев А.С. 18.08.2021, 12:48

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее.

Исполнение налогового обязательства зависит от конкретных условий финансовых взаимоотношений между участниками сделок, при этом в рассматриваемом случае не раскрыты основания предоставления субсидий, что является необходимым для предоставления исчерпывающего ответа.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 82 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в случае, если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (НДС) превышает в течение календарного года минимум оборота, лица, подлежащие постановке на регистрационный учет по НДС, указанные в пункте 1 данной статьи, обязаны подать в органы государственных доходов по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС.

При этом согласно пункту 4 статьи 82 Налогового кодекса минимум оборота составляет 30 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Подпунктом 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса предусмотрено, что облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации товаров означает:

1) передачу прав собственности на товар, включая: продажу товара, отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и (или) в обмен на другие товары, работы, услуги; продажу предприятия в целом как имущественного комплекса; безвозмездную передачу товара; передачу товара работодателем работнику в счет погашения задолженности перед работником; передачу заложенного имущества залогодателем в собственность покупателю или залогодержателю;

2) экспорт товара;

3) отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и (или) в обмен на другие товары, работы, услуги;

4) передачу имущества в финансовый лизинг в части стоимости, по которой предмет лизинга передан;

5) отгрузку товара по договору комиссии или договору поручения;

6) помещение под таможенную процедуру реимпорта товара, ранее вывезенного с помещением под таможенную процедуру экспорта;

7) утрату товара, приобретенного без НДС, с помещением под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, кроме товара, указанного в статье 394 Налогового кодекса.

Пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса установлено, что оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.

Согласно подпункту 30) пункта 5 статьи 372 Налогового кодекса не является оборотом по реализации бюджетная субсидия по убыткам, определенным в виде отрицательной разницы между доходами и расходами, и (или) расходам.

На основании вышеизложенного, если субсидии выделены на покрытие убытков, понесенных при осуществлении деятельности предприятия, определенных в виде отрицательной разницы между доходами и расходами, и (или) расходам, то сумма такой полученной субсидии не включается в облагаемый оборот для целей постановки на учет по НДС. Если субсидии выделены на покрытие части стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, то получение таких субсидий признается оборотом по реализации для целей постановки на регистрационный учет по НДС.



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник