О сроках рассмотрения обращений при предоставлении ответов физическим и юридическим лицам?

О сроках рассмотрения обращений при предоставлении ответов физическим и юридическим лицам?


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  
07.09.2021

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:
Номер обращения 702746 от 27.08.2021

Добрый день! 1 июля текущего года Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» утратил силу. В законе четко было установлено, что к субъектам рассматривающие обращения относятся государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства либо предоставляющие товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, которые вправе рассматривать и принимать решения по обращениям физических и юридических лиц в соответствии с их компетенцией, а также субъекты крупного предпринимательства по обращениям физических и юридических лиц, с которыми заключен договор на поставку (выполнение, оказание) им товаров (работ, услуг). Также законом регламентировался срок рассмотрения обращений пятнадцать календарных дней либо тридцать календарных дней при необходимости выезда. Исходя из вышеизложенного возникает следующие вопросы: 1) Равнозначны ли понятия административный орган (пп.7) п.1 ст.4 АППК РК) и субъекты рассматривающие обращения (п.5 ст.1 Закона РК О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц)? 2) относится ли юридические лица со стопроцентным участием государства либо предоставляющие товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа к административному органу согласно АППК РК? 3) Какой срок рассмотрения обращений применять при предоставлении ответов физическим и юридическим лицам? Спасибо!
Ответ:

Бекетаев М.Б. 06.09.2021, 08:01

Рассмотрев Ваше обращение касательно разъяснения некоторых положений Административного процедурно-процессуального кодекса РК (далее - Кодекс), сообщаем следующее.

Касательно соответствия понятий «административный орган» и «субъекты, рассматривающие обращения» (подпункт 5 статьи 1 утратившего силу Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц») Кодекс ставит на утрату Закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях) и Закон «Об административных процедурах».

В соответствии с подпунктом 5) статьи 1 утратившего силу Закона об обращениях, субъектами, рассматривающими обращения, являлись государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства либо предоставляющие товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, которые вправе рассматривать и принимать решения по обращениям физических и юридических лиц в соответствии с их компетенцией, а также субъекты крупного предпринимательства по обращениям физических и юридических лиц, с которыми заключен договор на поставку (выполнение, оказание) им товаров (работ, услуг).

В свою очередь, предметом регулирования Кодекса является деятельность органов власти, связанная с принятием, отменой, изменением или исполнением юридически властного решения, направленного на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц (административного акта), совершение иных юридически значимых действий, деятельность по рассмотрению жалоб в досудебном производстве, а также по разрешению публично-правовых споров в суде.

В свою очередь, административным органом является государственный орган, орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо, а также иная организация, которые в соответствии с законами Республики Казахстан наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия).

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что понятия «административный орган» и «субъекты, рассматривающие обращения» не равнозначны и имеют различную правовую природу. Касательно отнесения юридического лица со стопроцентным участием государства либо предоставляющие товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа к административному органу согласно положениям Кодекса При рассмотрении вышеуказанного вопроса, прежде всего, следует обратить внимание на определение термина «административная процедура», которое подразумевает деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры (подпункт 8) части первой статьи 4 Кодекса).

Как уже было отмечено ранее, под административным органом понимается государственный орган, орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо, а также иная организация, которые в соответствии с законами Республики Казахстан наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия) (подпункт 7) части первой статьи 4 Кодекса).

Исходя из вышеизложенного, Ваш вопрос следует рассматривать в контексте наличия полномочий по принятию административного акта, несущего правовые последствия, у вышеуказанных юридических лиц. Касательно сроков рассмотрения обращений физических и юридических лиц Согласно подпункту 16) части первой статьи 4 Кодекса обращение это направленные в административный орган или должностному лицу в письменной (бумажной и (или) электронной) или устной форме, а также в форме видеоконференцсвязи, видеообращения заявление или жалоба.

Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения составляет 15 рабочих дней со дня его поступления, с возможностью продления на разумный срок до двух месяцев (по мотивированному решению руководителя административного органа или его заместителя) (статья 76 Кодекса).

Вместе с тем, в соответствии с частью второй статьи 87 Кодекса упрощенная административная процедура осуществляется государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим лицом со стопроцентным участием государства и их должностными лицами в порядке, установленном разделом 3 «Административная процедура» Кодекса, с особенностями, установленными главой 12 «Упрощенная административная процедура» Кодекса.

Таким образом, исчисление сроков при рассмотрении «сообщений, предложений, откликов и запросов» также осуществлятся с учетом положений статьи 76 Кодекса. Кроме того, отмечаем, что срок рассмотрения «жалобы» на административный акт, административное действие (бездействие) составляет двадцать рабочих дней со дня поступления жалобы (статья 99 Кодекса). В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах» данное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник