Насколько соответствует требованиям Предпринимательского кодекса о недопустимости проверки одного и того же лица по одному и тому же вопросу более одного раза?

Насколько соответствует требованиям Предпринимательского кодекса о недопустимости проверки одного и того же лица по одному и тому же вопросу более одного раза?


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  
29.10.2021

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:

Номер обращения 710675 от 21.10.2021
Министру национальной экономики РК Иргалиеву А.А.. Уважаемый Министр! В соответствии с подпунктом 2 части 4 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) особый порядок проведения проверок применяется при осуществлении контроля и надзора в отношении субъектов, отнесенных к высокой степени риска, в случае государственного контроля и надзора - в области пожарной безопасности. Согласно части 6 пункта 2 статьи 141 Кодекса для сфер деятельности, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 6), 7) и 8) части четвертой настоящего пункта, периодичность проведения проверок определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в год. Однако некоторые уполномоченные органы, их структурные подразделения (должностные лица, также уполномоченные по территориальности) проводят плановую проверку в отношении одного и того же субъекта контроля (юридического лица) в общей сложности более одного раза в год. Например, органы ДЧС включают в полугодовой график проверок объекты (имущество, как оборудование, здания, помещения, сети) субъекта контроля, которые находятся в разных районах, населенных пунктах, при этом у субъекта контроля нет филиалов или представительств в таких населенных пунктах. Несмотря на это,управления и отделы органов по чрезвычайным ситуациям, как органы, уполномоченные на самостоятельную проверку на соответствующей территории,заходят каждый со своими актами проверки на объекты одного и того же юридического лица (субъекта контроля),у которого объекты находятся в разных населенных пунктах, но принадлежать только одному субъекту контроля. По результатам таких проверок, в течение года на один и тот же субъект контроля составляются по несколько самостоятельных предписаний и протоколов, несколько постановлений о привлечении к административной ответственности одного и того же лица, что в конечном итоге негативно сказывается на субъекте предпринимательства, как с финансовой стороны, так и с производственной, поскольку субъекту предпринимательства приходится на период многочисленных проверок и в разное время года отвлекать персонал от производственной деятельности. По нашему мнению, такие проверки не чаще одного раза в год должны осуществляться одним актом назначения проверки (возможно, вышестоящего уполномоченного органа на территории деятельности субъекта контроля) для одного субъекта контроля по всем его имуществам-объектам проверки и по результатам такой проверки тогда выдается один акт о результатах проверки, одно предписание общее, и одно постановление о привлечении к административной ответственности, если есть на это будет основание. Вопрос: 1) Правомерны ли действия органов по чрезвычайным ситуациям по проведению проверок одного юридического лица,в разных населенных пунктах назначая при этом несколько плановых проверок в течение года? 2) Если эти проверки соответствуют полномочиям этих органов ДЧС, тогда возможно ли провести их одним актом вышестоящего органа, где по своей территориальности участвуют нижестоящие органы (должностные лица), и в результате, все замечания консолидируются и выдается один акт на устранение (предписание)? 3) Проверка одного и того же субъекта контроля в проверяемый период по одному и тому же вопросу (у ДЧС предмет проверки один и тот же) насколько соответствует требованиям Предпринимательского кодекса о недопустимости проверки одного и того же лица по одному и тому же вопросу более одного раза? с Уважением, представитель палаты юридических консультантов ВКО Жуманов Д.С..

Ответ:

Уважаемый Дамир Жуманов! Благодарим Вас за обращение! Министерство национальной экономики Республики Казахстан рассмотрев вышеуказанные вопросы, касательно разъяснения некоторых норм Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, в части периодичности проведения проверок в области пожарной безопасности, в пределах компетенции сообщает следующее. Касательно нескольких проверок в отношении конкретного субъекта в течение года (5 раз) Так, в соответствии частью шестой пункта 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) для сфер деятельности в области пожарной безопасности, периодичность проведения проверок определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в год. Таким образом, органы контроля в области пожарной безопасности не вправе назначать проверки в форме проверок проводимых по особому порядку в отношении одного и того же субъекта более одного раза в течение года, поскольку в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 156 Кодекса к грубым нарушениям требований Кодекса относятся нарушение периодичности проведения проверок по особому порядку проведения проверок. Также, в соответствии с пунктом 1 статьи 156 Кодекса проверка признаются недействительными, если они проведены органом контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных Кодексом. Касательно возможности назначения проверок в отношении объектов В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса проверка проводится на основании акта о назначении проверки государственным органом. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса акт о назначении проверки с посещением субъекта (объекта) контроля регистрируются в отношении субъекта контроля с обязательным указанием объектов (перечень). Следовательно, орган контроля вправе назначать проверку одним актом органа контроля в отношении нескольких объектов субъекта контроля, находящихся в разных населенных пунктах. Касательно допустимости проверки одного и того же лица по одному и тому же вопросу более одного раза В соответствии со статьей 151 Кодекса при проведении проверки должностные лица органа контроля не вправе проводить проверку, в отношении которого ранее проводились проверка его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период Следовательно, органом контроля недопускается проводить проверку в отношении одного и того же субъекта контроля в проверяемый период по одному и тому же вопросу.



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник