Является ли договор с нерезидентом на предоставление неисключительной лицензии на использование ноу-хау роялти и облагаемым импортом по НДС:

Является ли договор с нерезидентом на предоставление неисключительной лицензии на использование ноу-хау роялти и облагаемым импортом по НДС:


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  
11.11.2021

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:

Номер обращения 710526 от 20.10.2021
ТОО «Водотехносервис» (далее ТОО) просит Вас дать пояснение по налогообложению импорта в рассматриваемой ниже ситуации: Между ТОО и компанией-резидентом РФ (далее компания-нерезидент) заключен договор на предоставление неисключительной лицензии на использование ноу-хау на территории Евразийского экономического союза, где ноу-хау – конфиденциальные знания и опыт, являющиеся предметом лицензии, имеющие отношение к конструкции и способу изготовления Многофункционального тренировочного дайвцентра, включающие техническую документацию, составляющую секрет производства и его конструкции. В рамках данного договора компания – нерезидент передает ТОО ведомости материалов и покупных изделий, конструкторскую и эксплуатационную документацию. В дальнейшем ТОО планирует передать право использования ноу-хау третьим лицам в рамках сублицензионного договора. В этой связи прошу Вас дать пояснение, 1) относится ли данный предмет договора к роялти с налогообложением в соответствии с пп.5 п.1 ст.646 НК РК; 2) является ли облагаемым импортом по налогу на добавленную стоимость

Ответ:

Здравствуйте! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее.В рассматриваемом случае не ясны предмет и условия договора, которые влекут возникновение налогового обязательства, что является существенным для определения порядка налогообложения. При этом, возникновение того или иного юридического факта зависит от условий гражданско-правовых сделок, финансовых взаимоотношений между участниками сделок. Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим Вас вопросам. По корпоративному подоходному налогу Подпунктом 13) пункта 1 статьи 644 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) установлено, что доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан признается доход в виде роялти. Согласно части третьей подпункта 52) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса роялти - - платеж за использование или право использования промышленного оборудования, в том числе морских судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, и воздушных судов, арендуемых по договорам димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования; использование «ноу-хау». Пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса определено, что доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях настоящей главы - нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи. Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом: 1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам; 2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, - по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты. Подпунктом 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса установлено, что доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан в виде роялти подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке, - 15 процентов. Таким образом доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан в виде роялти подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 15 процентов. В соответствии с пунктом 1 статьи 667 Налогового кодекса следует, что если иное не установлено международным договором, при выплате доходов нерезиденту в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти или при отнесении невыплаченных доходов нерезидента в виде вознаграждений и (или) роялти на вычеты налоговый агент вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, при соблюдении следующих условий: 1) нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода; 2) налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, представлен документ, подтверждающий резидентство нерезидента. В целях раздела 19 Налогового кодекса под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) доходов следует понимать лицо, которое имеет право владения, пользования, распоряжения доходами и не является посредником в отношении такого дохода, в том числе агентом, номинальным держателем. Таким образом, налоговый агент вправе самостоятельно применить положение международного договора в части применения сниженной ставки налогообложения в случае, если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и представит налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство соответствующий требованиям статьи 675 Налогового кодекса в сроки установленные пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Налогового кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора. Соответственно, учитывая, что между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации заключена и ратифицирована Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее - Конвенция), то в данном случае будут применяться положения такой Конвенции. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12 Конвенции Роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако, такие роялти также могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель и фактический владелец роялти является резидентом другого Договаривающегося Государства, то налог взимаемый таким образом не должен превышать 10 процентов общей суммы роялти. Вместе с тем, с 1 января 2021 года в Республике Казахстан действует Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция) и ввиду направления РФ уведомления в Депозитарий ОЭСР о начале действия для РФ в отношении корпоративного подоходного налога у источника выплаты также с 1 января 2021 года, при определении налогооблагаемой базы необходимо руководствоваться положениями Конвенции с учетом положений Многосторонней конвенции. В связи с тем, что и РК, и РФ уведомили Депозитарий ОЭСР о применении идентичных положений статьи 7 Многосторонней конвенции с учетом Теста на основную цель (далее – PPT) и Упрощенного положения об ограничении льгот (далее – SLOB), налоговому агенту при выплате дохода резиденту РФ необходимо: 1. определить, соответствует ли нерезидент условиям, установленным SLOB статьи 7 Многосторонней конвенции; 2. определение сделки с учетом требований, установленных PPT статьи 7 Многосторонней конвенции, новой преамбулой Конвенции, а также преамбулой Многосторонней конвенции. Так, в соответствии с положением «SLOB», резиденты договаривающихся государств имеют право на льготу, предусмотренную налоговым соглашением, в том случае, если будут признаны «квалифицированными лицами». «Квалифицированными лицами» являются физические лица, государственные институты, некоммерческие организации, компании, ведущие активную предпринимательскую деятельность, куда не входит деятельность холдингов, управление группой компаний, предоставление группового финансирования, осуществление или управление инвестициями (за исключением банков, страховых компаний, дилеров по ценным бумагам), а также любые юридические лица, более 50% акций которых в течение 6 месяцев прямо или косвенно принадлежат резидентам, являющимся «квалифицированными лицами». При этом, в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 7 Многосторонней конвенции предусмотрены случаи, когда лицо, не являющееся «квалифицированным», имеет право на льготу. Кроме того, основываясь на положениях Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, в частности, статье 31, любой международный документ должен трактоваться на основе целей и задач, описанных в преамбуле данного международного договора. При этом новая преамбула, которая вводится во все заключенные РК налоговые соглашения, гласит: «Намереваясь устранить двойное налогообложение в отношении налогов, на которые распространяется настоящее соглашение, не создавая возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов (в том числе через использование резидентами третьих юрисдикций преимуществ соглашений, нацеленных на получение льгот, предусмотренных таким соглашением)». Более того, положениями преамбулы самой Многосторонней конвенции продиктовано: «…Признавая, что правительства несут значительные потери бюджета в части налога на прибыль организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которых прибыль искусственно выводится на территории, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке;…Признавая важность обеспечения того, чтобы прибыль облагалась налогом по месту ведения основной экономической деятельности, в результате которой формируется прибыль и создается стоимость…». Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Многосторонней конвенции независимо от любых положений налогового соглашения, льгота в соответствии с налоговым соглашением не предоставляется в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений налоговых соглашений. Учитывая вышеизложенное, в целях освобождения от налогообложения или применения пониженной ставки налога при выплате резидентом РК дохода резиденту РФ, налоговому агенту необходимо определить соответствие транзакции нерезиденту требованиям, предусмотренным PPT статьи 7 Многосторонней конвенции, новой преамбулой Конвенции и преамбулой Многосторонней конвенции. Кроме того, налоговому агенту необходимо определить, соответствует ли нерезидент требованиям, предусмотренным SLOB Многосторонней конвенции. При этом, если доход резидента РФ не подлежит в РФ включению в налогооблагаемый доход данного нерезидента либо подлежит обложению налогом с правом на исключение такого дохода из налогооблагаемого дохода и (или) уменьшение (корректировка) налогооблагаемого дохода на сумму такого дохода, то существует большая вероятность, что одной из целей транзакции такому нерезиденту было получение льготы, предусмотренной Конвенцией. Таким образом, в случае если одной из целей совершения транзакции резиденту РФ является получение льготы, предусмотренной Конвенцией (РРТ), налоговый агент при выплате дохода резиденту РФ не вправе применять освобождение от налогообложения или пониженную ставку корпоративного подоходного налога, предусмотренную Конвенцией. По налогу на добавленную стоимость Согласно пункту 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), территория которого признается местом реализации работ, услуг. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол). Пунктом 28 раздела IV Протокола установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола). Согласно подпункту 4) пункта 29 Протокола, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются услуги при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав. На основании вышеизложенного, в рассматриваемом случае местом реализации услуг является территория Республики Казахстан. Вместе с тем, КГД МФ РК выражает готовность повторно рассмотреть данный вопрос в случае предоставления полной информации по ситуации.



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник