Как определяется доход от реализации по Агентскому договору и по Договору Комиссии Агента (Комитента)?

Как определяется доход от реализации по Агентскому договору и по Договору Комиссии Агента (Комитента)?


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  
14.12.2021

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:

Номер обращения 716617 от 26.11.2021
Облагаемый оборот по КПН, НДС. ТОО , ОУР, плательщик НДС, Принципал. ТОО Принципал , посредством Агента ,на основании Агентского Договора , оказал услуги третьим лицам (физлицам) , на сумму 100 000 тенге. Агент получил оплату за услуги Принципала в размере 100 000 тенге от третьих лиц , предоставил Принципалу Акт выполненных работ на комиссионное вознаграждение на сумму 80 000 тенге. Остаток 20 000 тенге является доходом Принципала и Агент возвращает их за вычетом своего комиссионного вознаграждения . НО! Правильно ли я понимаю, что согласно пункту В36 МСФО 15 организация, являющаяся агентом, не контролирует оговоренные товар или услугу, предоставляемые другой стороной, до передачи такого товара или услуги покупателю. Когда (или по мере того, как) выполняется обязанность к исполнению, организация, являющаяся агентом, признает выручку в сумме вознаграждения или комиссии, право на которые она ожидает получить в обмен на организацию предоставления оговоренных товаров или услуг другой стороной. Вознаграждение или комиссия организации может представлять собой чистую сумму возмещения, которую организация удерживает после выплаты другой стороне возмещения, полученного в обмен на товары или услуги, которые должны быть предоставлены такой стороной. Таким образом, организация, являющаяся принципалом в соответствии с МСФО 15 признает доход в валовой сумме возмещения, а являющаяся агентом - в сумме вознаграждения. На основании вышеизложенного, в целях исчисления корпоративного подоходного налога при реализации товаров, работ, услуг доходом ТОО является вся сумма стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, в случае если, такое ТОО является принципалом в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом доходом ТОО, осуществляющего деятельность в качестве агента, является сумма вознаграждений такого агента. Кроме того отмечаем, что исполнение налогового обязательства зависит от конкретных условий гражданско-правовых сделок и финансовых взаимоотношений между участниками сделок. Ответ Председателя Комитета Гос.доходов Мин.Фин РК Султанагазиева М.Е. Источник: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/645921 1. Прошу разъяснить ответ Султангазиева М.Е.: какие конкретные условия сделки имеются в виду и на какие требования законодательства РК о бухгалтерском учете и фин.отчетности ссылается в ответе , если в МСФО признает доход Принципала в валовой сумму возмещения(, т.е 20000 тенге)?. 2. Какая сумма является Оборотом по реализации (100 000 тенге или 20 000 тенге) и с какой суммы Компания Принципал должна оплачивать КПН? 3. Какая сумма будет являться облагаемым оборотом по НДС (100 000 тенге или 20 000 тенге), и можно ли применить ст. 381 п.7 пп.3 т.е может ли Компания Принципал применить данную статью и при реализации выделить оборот в разиере КВ без НДС?

Ответ:

Добрый день! По корпоративному подоходному налогу В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза, в том числе доход от реализации. В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 – 240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса. Согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы НДС и акциза. Пунктом 3 статьи 227 Налогового кодекса установлено, что дата признания дохода от реализации определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Вместе с тем принципы, которые должна применять организация о характере, величине, сроках и неопределенности возникновения выручки и денежных потоков, обусловленных договором с покупателем, регламентированы в МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (МСФО 15). Применяя МСФО 15, организация должна анализировать условия договора и все уместные факты и обстоятельства. В соответствии с пунктами B34, В35, B34В и B36 в случаях, когда в предоставлении товаров или услуг покупателю участвует другая сторона, организация должна определить, какой характер имеет данное ею обещание: обязана ли организация предоставить определенные товары или услуги сама (т. е. организация является принципалом), или же она обязана организовать предоставление этих товаров или услуг другой стороной (т.е. организация выступает в качестве агента). Организация определяет, является ли она принципалом или агентом, в отношении каждого оговоренного товара или услуги, обещанных покупателю. Организация является принципалом, если она контролирует оговоренный товар или услугу до их передачи покупателю. Однако организация необязательно контролирует оговоренный товар, если она получает право собственности на такой товар лишь непосредственно перед передачей права собственности покупателю. Когда (или по мере того, как) выполняется обязанность к исполнению, организация, являющаяся принципалом, признает выручку в валовой сумме возмещения, право на которое она ожидает получить в обмен на передаваемые оговоренные товар или услугу. Организация, являющаяся агентом, не контролирует оговоренные товар или услугу, предоставляемые другой стороной, до передачи такого товара или услуги покупателю. Когда (или по мере того, как) выполняется обязанность к исполнению, организация, являющаяся агентом, признает выручку в сумме вознаграждения или комиссии, право на которые она ожидает получить в обмен на организацию предоставления оговоренных товаров или услуг другой стороной. Вознаграждение или комиссия организации может представлять собой чистую сумму возмещения, которую организация удерживает после выплаты другой стороне возмещения, полученного в обмен на товары или услуги, которые должны быть предоставлены такой стороной. Когда организация поставляет продукцию другой стороне (например, дилеру или дистрибьютору) для продажи конечным покупателям, согласно пункту B77 МСФО 15, организация должна оценить, получила ли такая другая сторона контроль над продукцией в этот момент времени. Продукция, которая была поставлена другой стороне, может удерживаться по консигнационному соглашению, если такая другая сторона не получила контроль над продукцией. Соответственно, организация не должна признавать выручку при поставке продукции другой стороне, если поставленная продукция удерживается на условиях консигнации. Таким образом, учет выручки, подлежащий признанию в финансовой отчетности принципала, агента и консигнатора осуществляется в соответствии с МСФО 15. На основании изложенного, в целях исчисления корпоративного подоходного налога доход от реализации по Агентскому договору и по Договору Комиссии Агента (Комитента) определяется в соответствии с требованиями международного стандарта финансовой отчетности и законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Относительно НДС по договору поручения Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса реализация товаров, выполнение работ или оказание услуг, приобретение товаров, работ, услуг от имени и за счет доверителя, передача поверенным доверителю товаров, приобретенных для доверителя, а также выполнение работ, оказание услуг третьим лицом для доверителя по сделке, заключенной поверенным с таким третьим лицом от имени и за счет доверителя, не являются оборотом по реализации (приобретению) поверенного. При этом подпунктом 3) пункта 7 статьи 381 Налогового кодекса установлено, что размер оборота по реализации определяется в размере вознаграждения без включения в него налога на добавленную стоимость (НДС), предусмотренного договором поручения - при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг поверенным от имени и за счет доверителя, передаче поверенным доверителю товаров, приобретенных для доверителя, а также выполнении работ, оказании услуг третьим лицом для доверителя по сделке, заключенной поверенным с таким третьим лицом от имени и за счет доверителя. В соответствии с пунктом 2 статьи 418 Налогового кодекса выписка счета-фактуры покупателю товаров, работ, услуг, реализуемых на условиях, соответствующих договору поручения, осуществляется доверителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса, -поверенным в порядке, определенном разделом 10 Налогового кодекса. Таким образом, размер облагаемого оборота поверенного при реализации услуг на условиях, соответствующих условиям договора поручения, определяется на основе его комиссионного вознаграждения. При этом выписка счета-фактуры покупателю товаров, работ, услуг, реализуемых на условиях, соответствующих договору поручения, осуществляется доверителем, а поверенный выписывает счет-фактуру на сумму своего вознаграждения. Относительно НДС по договору комиссии В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса не являются оборотом по реализации комиссионера: реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг комиссионером по поручению комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии; передача комиссионером комитенту товаров, приобретенных для комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии; выполнение работ, оказание услуг третьим лицом для комитента по сделке, заключенной таким третьим лицом с комиссионером, за исключением случаев, когда такие работы, услуги являются оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента. Согласно пункту 9 статьи 381 Налогового кодекса при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, передаче комиссионером комитенту товаров, приобретенных для комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, а также при выполнении работ, оказании услуг третьим лицом для комитента по сделке, заключенной таким третьим лицом с комиссионером, размер оборота по реализации комиссионера определяется в размере одной из следующих сумм: его комиссионного вознаграждения без включения в него НДС; стоимости работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента. В соответствии с пунктом 1 статьи 416 Налогового кодекса при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии в случае, если комитент и (или) комиссионер являются плательщиками налога на добавленную стоимость, выписка счетов-фактур покупателю товаров, работ, услуг осуществляется комиссионером. Размер оборота по реализации товаров, работ, услуг в счете-фактуре, выписываемом комиссионером, указывается исходя из стоимости товаров, работ, услуг, по которой комиссионером осуществляется их реализация покупателю. Счет-фактура выписывается комиссионером с учетом данных: счета-фактуры, выписанного комиссионеру комитентом, являющимся плательщиком НДС (в этом случае сумма облагаемого (необлагаемого) оборота, указанная в счете-фактуре, выписанном комиссионеру комитентом, включается в облагаемый (необлагаемый) оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером покупателю); документа, подтверждающего стоимость товаров, работ, услуг, выписанного комитентом, не являющимся плательщиком НДС (в этом случае стоимость товаров, работ, услуг, указанная в таком документе, включается в необлагаемый оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером покупателю). Размер оборота в счете-фактуре, выписываемом комитентом комиссионеру, указывается исходя из стоимости товаров, работ, услуг, по которой они предоставлены комиссионеру с целью реализации. Размер оборота в счете-фактуре, выписываемом комиссионером комитенту, указывается исходя из суммы комиссионного вознаграждения комиссионера и стоимости работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента. Согласно пункту 3 статьи 416 Налогового кодекса при передаче комиссионером комитенту товаров, приобретенных для комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, а также выполнении работ, оказании услуг третьим лицом для комитента по сделке, заключенной таким третьим лицом с комиссионером, выписка счетов-фактур в адрес комитента осуществляется комиссионером. Положения данного пункта применяются в случае, если комиссионер и (или) лицо, у которого комиссионер приобретает товары, работы, услуги для комитента, являются плательщиками НДС. Размер оборота по реализации товаров, работ, услуг в счете-фактуре, выписываемом комиссионером, указывается с учетом стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных комиссионером для комитента на условиях договора комиссии. Счет-фактура выписывается комиссионером с учетом данных: счета-фактуры, выписанного комиссионеру третьим лицом, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость (в этом случае сумма облагаемого (необлагаемого) оборота, указанного в счете-фактуре, выписанном третьим лицом комиссионеру, включается в облагаемый (необлагаемый) оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером комитенту); документа, подтверждающего стоимость товаров, работ, услуг, выписанного третьим лицом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость (в этом случае стоимость товаров, работ, услуг, указанная в таком документе, включается в необлагаемый оборот в счете-фактуре, выписываемом комиссионером комитенту, кроме работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента); документа, подтверждающего стоимость работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента; декларации на товары, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан или в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов - в случае импорта товаров. Сумма комиссионного вознаграждения комиссионера и стоимость работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента, в счете-фактуре, выписываемом комитенту, указываются отдельными строками. При этом, если комиссионер не является плательщиком налога на добавленную стоимость, сумма вознаграждения указывается с отметкой «Без НДС». На основании вышеизложенного, размер облагаемого оборота комиссионера при реализации услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, определяется на основе его комиссионного вознаграждения и счет-фактура выписывается комиссионером на основании счета-фактуры комитента, являющегося плательщиком НДС или на основании документа, подтверждающего стоимость товаров, работ, услуг, выписанного комитентом.



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник