О внесении изменения в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 30 «Об утверждении Правил принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 30 «Об утверждении Правил принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10368) следующее изменение:
Правила принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту военно-технической политики Министерства обороны Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан;
3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Министра обороны Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ довести до должностных лиц в части их касающейся.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр обороны Республики
Казахстан
Казахстан
Н. Ермекбаев
«СОГЛАСОВАНО»
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАНО»
Министерство чрезвычайных ситуаций
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАНО»
Генеральная прокуратура
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАНО»
Служба государственной охраны
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАНО»
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Приложение
к приказу Министра обороны
Республики Казахстан
от 14 июля 2021 года
№ 451
Утверждены
приказом Министра обороны
Республики Казахстан
от 21 января 2015 года
№ 30
Правила
принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск
и воинских формирований Республики Казахстан
вооружения и военной техники
принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск
и воинских формирований Республики Казахстан
вооружения и военной техники
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан вооружения и военной техники (далее – Правила) определяют порядок принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан (далее – Вооруженные Силы) образцов вооружения и военной техники (далее – ВВТ), ранее не состоявших на вооружении, а также модернизированных образцов ВВТ.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) внутриведомственный совещательный орган – постоянно действующий рабочий орган по принятию на вооружение Вооруженных Сил ВВТ;
2) головной образец для кораблей, катеров и судов – первое сложное изделие (комплекс) мелкосерийного производства с длительным циклом изготовления и монтажа, изготовленное по вновь разработанной или откорректированной документации, предполагающее доработку конструкции и внесение изменений в техническую документацию в ходе опытной войсковой эксплуатации с целью повышения технических характеристик, снижения стоимости производства и эксплуатации последующих изделий (комплексов) данной серии;
3) образец ВВТ – новый или модернизированный образец (головной образец для кораблей, катеров и судов) продукции военного назначения, изготовленный по вновь разработанной или доработанной (в целях модернизации) опытно-конструкторской и технологической рабочей документации для проверки путем испытаний его соответствия заданным техническим требованиям или тактико-техническому заданию (далее – ТТЗ) на опытно-конструкторскую работу (далее – ОКР) с целью принятия решения о возможности постановки его на производство и (или) использования по назначению;
4) эксперт – специалист, обладающий специальными знаниями и опытом работы в определенной области, позволяющими ему проводить квалифицированные заключения или суждения по вопросам, рассматриваемым или решаемым другими лицами, менее компетентными в данной области;
5) опытная войсковая эксплуатация – специально организованное использование ВВТ в различных климатических условиях с целью определения особенностей его эксплуатации (применения по назначению, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта) в реальных войсковых условиях в течение ограниченного срока.
3. Вооруженные Силы оснащаются ВВТ, принятыми на вооружение в соответствии с данными Правилами.
4. Принятие ВВТ на вооружение осуществляется на основе решения внутриведомственного совещательного органа при условии достижения ВВТ положительных результатов опытной войсковой эксплуатации.
Опытная войсковая эксплуатация проводится на полигонах и в учреждениях Вооруженных Сил, осуществляется Вооруженными Силами или производителями ВВТ по согласованному решению сторон.
5. Состав и положение о внутриведомственном совещательном органе утверждаются приказами первых руководителей государственных органов.
6. ВВТ принимается на вооружение в следующем порядке:
1) определение потребности и технических требований к ВВТ;
2) мониторинг рынка;
3) экспертный анализ предложений;
4) рассмотрение предложений на заседании внутриведомственного совещательного органа;
5) проведение опытной войсковой эксплуатации ВВТ;
6) рассмотрение результатов опытной войсковой эксплуатации и предложений по принятию на вооружение ВВТ на заседании внутриведомственного совещательного органа;
7) принятие ВВТ на вооружение.
Порядок принятия на вооружение Вооруженных Сил средств, систем, комплексов, устройств видов оперативного обеспечения и средств связи осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Глава 2. Определение потребности и технических требований к ВВТ
7. Потребность определяется видом, родом войск, воинским формированием, структурным подразделением, в интересах которого планируется принятие на вооружение ВВТ (далее – подразделение-заказчик) исходя из анализа перспективных направлений строительства Вооруженных Сил, сформированных в соответствии с Военной доктриной Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 554, и документами системы государственного планирования, мировых тенденций развития ВВТ, возможностей, имеющихся ВВТ и поставленных задач.
8. На основе анализа, руководителем подразделения-заказчика формируются основные технические требования и предложения по оснащению войск ВВТ, которые после согласования с курирующими начальниками и довольствующими органами докладываются руководству Вооруженных Сил.
9. Технические требования к ВВТ детализируются и повторно согласовываются с соответствующими довольствующими органами и структурными подразделениями Вооруженных Сил.
Глава 3. Мониторинг рынка
10. В целях уточнения возможности получения ВВТ и проведения демонстрационного показа для специалистов Вооруженных Сил, подразделение-заказчик направляет соответствующий запрос с техническими требованиями в уполномоченный орган в области оборонной промышленности, отечественным и иностранным производителям ВВТ для получения от них технических и коммерческих предложений, а также решение о возможности или невозможности проведения демонстрационного показа ВВТ.
11. После получения технических и коммерческих предложений от производителей проводится их сравнительный анализ. Если технические предложения отдельных производителей соответствуют техническим требованиям к ВВТ, но улучшают его основные параметры, допускается внесение изменений в первоначальные технические требования. Уточненные технические требования к ВВТ повторно направляются производителям, от которых ранее был получен ответ, для представления ими новых или уточненных технических и коммерческих предложений, а также уточняется возможность предоставления ВВТ для проведения испытаний и опытной войсковой эксплуатации на безвозмездной основе.
12. При несоответствии представленных производителями предложений техническим требованиям к ВВТ подразделение-заказчик принимает одно из следующих решений:
1) уточняет технические требования к ВВТ с учетом возможностей производителей и повторно направляет им соответствующий запрос;
2) проводит мероприятия по получению ВВТ по результатам научно-исследовательских (далее – НИР) и опытно-конструкторских работ в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области науки, оборонной промышленности и государственного оборонного заказа.
13. По результатам мониторинга рынка определяется порядок получения ВВТ и формируются окончательные технические требования, а в случае проведения НИР или ОКР – ТТЗ на НИР или ОКР.
Глава 4. Экспертный анализ предложений
14. Для проведения экспертного анализа технических требований к ВВТ (ТТЗ на НИР или ОКР) и предложений производителей приказами соответствующих руководителей подразделений-заказчиков утверждаются состав и положение об экспертной комиссии.
15. В состав экспертной комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя, члены комиссии (не менее трех человек). В экспертную комиссию включаются только квалифицированные специалисты в исследуемой области.
16. В ходе работы экспертная комиссия рассматривает обоснованность технических требований (ТТЗ на НИР или ОКР) и проводит сравнительную оценку предложений производителей.
При оценке предложений производителей ВВТ дополнительно оцениваются следующие критерии:
1) наличие серийного производства (кроме головного образца для кораблей, судов и катеров);
2) принятие на вооружение в одной и более странах (кроме головного образца для кораблей, судов и катеров и ВВТ отечественного производства);
3) эксплуатация в климатических условиях, аналогичных условиям в Республике Казахстан;
4) соответствие национальным военным стандартам или межгосударственным стандартам, принятых Республикой Казахстан;
5) унификация и совместимость с имеющимся на вооружении ВВТ;
6) локализация производства;
7) порядок последующего регламентированного технического обслуживания ВВТ.
17. В заключении экспертной комиссии отражаются выводы по обоснованности технических требований (ТТЗ на НИР или ОКР) и степени соответствия предложений производителей, предложений подразделения-заказчика по порядку получения, количеству и составу ВВТ. Количество, состав и планируемые сроки проведения опытной войсковой эксплуатации ВВТ определяются с учетом обеспечения возможности всесторонней оценки боевых, эксплуатационных, качественных параметров, а также экономической целесообразности.
Глава 5. Рассмотрение предложений на заседании внутриведомственного совещательного органа
18. На основании заключения экспертной комиссии руководителем подразделения-заказчика направляется запрос председателю внутриведомственного совещательного органа о рассмотрении технических требований к ВВТ (ТТЗ на НИР или ОКР) и предложений по приобретению на заседании внутриведомственного совещательного органа.
19. При положительном рассмотрении запроса структурному подразделению, ответственному за подготовку и проведение заседаний внутриведомственного совещательного органа, руководитель подразделения-заказчика направляет необходимые материалы (доклады, заключение экспертной комиссии, справочные и презентационные материалы) для предварительного ознакомления с ними членами внутриведомственного совещательного органа.
20. В ходе заседания внутриведомственного совещательного органа руководитель подразделения-заказчика докладывает потребность и технические требования к ВВТ (ТТЗ на НИР или ОКР), отчет о мониторинге рынка, условия получения ВВТ, заключение экспертной комиссии, предложения по порядку получения ВВТ, количеству, составу и планируемых сроках проведения опытной войсковой эксплуатации.
21. После заслушивания доклада члены внутриведомственного совещательного органа переходят к его обсуждению, в ходе которого подают собственные предложения. При спорных вопросах заслушиваются мнения других приглашенных специалистов. После завершения обсуждения члены внутриведомственного совещательного органа переходят к голосованию по поступившим предложениям.
22. В зависимости от поступивших предложений внутриведомственным совещательным органом принимаются следующие решения с соответствующими обоснованиями:
1) одобрение предложений подразделения-заказчика;
2) отклонение предложений подразделения-заказчика.
23. При одобрении предложений подразделение-заказчик установленным порядком осуществляет действия для получения ВВТ (путем передачи на безвозмездной основе или приобретения), а в случае проведения ОКР направляет утвержденное ТТЗ на НИР или ОКР в уполномоченный орган в области оборонной промышленности.
24. При отклонении предложений подразделение-заказчик осуществляет мероприятия по выполнению решения внутриведомственного совещательного органа, уточняет технические требования (ТТЗ на НИР или ОКР) и повторно отправляет запрос на проведение заседания внутриведомственного совещательного органа.
Глава 6. Проведение опытной войсковой эксплуатации ВВТ
25. Опытная войсковая эксплуатация проводится на основании приказа первого руководителя государственного органа (для Комитета национальной безопасности и Службы государственной охраны Республики Казахстан – первого руководителя государственного органа или его заместителя, уполномоченного издавать приказы), в котором определяются цель, сроки проведения (не менее 10 календарных дней, но не более 1 года), воинская часть или учреждение, ответственные за ее проведение, необходимые указания.
26. В воинской части или учреждении для оценки особенностей при эксплуатации ВВТ приказом командира (начальника) создается комиссия, ВВТ вводится в эксплуатацию и закрепляется за ответственными должностными лицами.
27. В ходе проведения опытной войсковой эксплуатации уточняются эксплуатационные характеристики ВВТ (нормы расхода материальных средств, надежность основных элементов и систем, время восстановления), полнота технической документации, необходимые вопросы.
28. Возникающие в ходе опытной войсковой эксплуатации неисправности (отказы) устраняются в соответствии с условиями договора на поставку ВВТ или соглашения сторон. При этом сроки проведения опытной войсковой эксплуатации разрешается продлевать.
29. Результаты опытной войсковой эксплуатации комиссией оформляются актом, содержащим оценку ВВТ в ходе эксплуатации, выводы о целесообразности принятия ВВТ на вооружение и предложения (при наличии) по внесению изменений в технические требования (ТТЗ на ОКР) на последующие ВВТ.
30. Утвержденный командиром (начальником) воинской части (учреждения) акт направляется подразделению-заказчику.
31. ВВТ, полученные от производителя на безвозмездной основе, возвращаются производителю.
Глава 7. Принятие ВВТ на вооружение
32. После получения результатов опытной войсковой эксплуатации ВВТ и анализа полученных материалов руководитель подразделения-заказчика направляет запрос председателю внутриведомственного совещательного органа о рассмотрении результатов опытной войсковой эксплуатации и предложений по принятию на вооружение ВВТ на заседании внутриведомственного совещательного органа.
33. При положительном рассмотрении запроса структурному подразделению, ответственному за подготовку и проведение заседаний внутриведомственного совещательного органа, направляются необходимые материалы (доклады, результаты испытаний и опытной войсковой эксплуатации, справочные и презентационные материалы) для предварительного ознакомления с ними членами внутриведомственного совещательного органа.
34. В ходе заседания внутриведомственного совещательного органа руководитель подразделения-заказчика докладывает результаты испытаний и опытной войсковой эксплуатации, перечень изменений (при наличии), требующих внесения в технические требования (ТТЗ на ОКР), и предложения о целесообразности принятия на вооружение ВВТ.
35. После заслушивания доклада члены внутриведомственного совещательного органа переходят к его обсуждению, в ходе которого подаются собственные предложения. При спорных вопросах заслушиваются мнения других приглашенных специалистов. После завершения обсуждения члены внутриведомственного совещательного органа переходят к голосованию по поступившим предложениям.
36. В зависимости от поступивших предложений внутриведомственным совещательным органом принимаются следующие решения:
1) принять на вооружение Вооруженных Сил ВВТ с текущими техническими требованиями (ТТЗ на ОКР);
2) принять на вооружение Вооруженных Сил ВВТ с уточненными техническими требованиями (ТТЗ на ОКР);
3) не принимать на вооружение Вооруженных Сил ВВТ;
4) провести дополнительную опытную войсковую эксплуатацию ВВТ;
5) эксплуатировать ВВТ до окончания его жизненного цикла (срока службы);
6) использовать ВВТ в соответствии с Правилами оборота вооружения и военной техники, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 896 и Правилами передачи, реализации, ликвидации посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработки неиспользуемого имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) неиспользуемых оборонных объектов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2019 года № 832.
37. В соответствии с решениями внутриведомственного совещательного органа издаются соответствующие приказы первого руководителя государственного органа.
38. Без проведения опытной войсковой эксплуатации принимаются на вооружение Вооруженных Сил после рассмотрения на заседании внутриведомственного совещательного органа ВВТ:
1) переданные Вооруженным Силам на безвозмездной основе иностранными государствами и партнерами, международными организациями, государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора Республики Казахстан в постоянное пользование;
2) принятые на вооружение (оснащение, снабжение) государствами-членами организации Договора о коллективной безопасности;
3) предназначенные для частей и подразделений специального назначения.
39. Данные о ВВТ (головном образце для кораблей, катеров и судов), средствах, системах, комплексах, устройствах видов оперативного обеспечения и средствах связи, принятых на вооружение Вооруженных Сил, кроме Сил особого назначения Службы государственной охраны Республики Казахстан, заносятся в электронный банк данных «Кадастр вооружения и военной техники» через уполномоченное структурное подразделение Министерства обороны Республики Казахстан.