Об утверждении профессионального стандарта
для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования
для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования
В соответствии с подпунктом 31) статьи 5-3 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить профессиональный стандарт для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) в течение пяти календарных дней после подписания настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня подписания.
Министр
С. Нурбек
Утвержден
приказом Министра науки и
высшего образования
Республики Казахстан
от «20» ноября2023 года № 591
Профессиональный стандарт:
для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования
для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования
Глава 1. Общие положения
1. Область применения профессионального стандарта:
Профессиональный стандарт для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 31) статьи 5-3 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» определяет требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и (или) послевузовского образования (далее - ОВПО).
Стандарт применяется для:
1) обеспечения единого понимания профессиональных компетенций педагогов (профессорско-преподавательского состава – далее преподаватель) ОВПО и информирование заинтересованных сторон общества;
2) определения результатов обучения, целей и содержания образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателя;
3) описания профессиональных компетенций преподавателей в проектировании и осуществлении педагогической деятельности;
4) развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
5) установления и оценки уровней квалификационных требований и трудовых функций преподавателей.
Стандарт:
1) описывает содержание деятельности преподавателя ОВПО, требования к уровню образования, профессионального опыта и подготовки;
2) определяет требования и перечень результатов обучения при формировании образовательных программ научно-педагогической магистратуры и докторантуры, в том числе при обучении преподавателей, а также сертификации и подтверждения квалификаций преподавателей и выпускников ОВПО;
3) служит основанием для планирования переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
4) является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития преподавателей;
5) предоставляет преподавателем возможность развивать профессиональные и лидерские качества в академической, научно-исследовательской и научно-методической деятельности в соответствии с инновационными процессами.
2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины и определения:
1) научно-методическая работа – вид деятельности, основанный на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на совершенствование функционирования и развития системы непрерывного образования;
2) обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся и воспитанников по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения знаний в течение всей жизни;
3) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
3. В стандарте применяются следующие сокращения:
1) НРК – Национальная рамка квалификаций;
2) НСК – Национальная система квалификаций;
3) ОРК – Отраслевая рамка квалификаций;
4) ОВПО – организация высшего и (или) послевузовского образования;
5) ОКЭД – общий классификатор экономической деятельности;
6) КС – классификационный справочник.
Глава 2. Паспорт Стандарта
4. Название Стандарта: Профессиональный стандарт: «Педагог (профессорско-преподавательский состав) организаций высшего и (или) послевузовского образования.
5. Код Стандарта: Р85422
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
Секция: Р - Образование
Раздел: 85 Образование
Группа: 85.4 Высшее образование (7-й, 8-й уровни)
Класс: 85.42 Высшее и послевузовское образование
Подкласс: 85.42.1 Высшее образование
85.42.2Послевузовское образование
85.42.2Послевузовское образование
7. Краткое описание Стандарта:
Цель разработки стандарта: описание знаний, умений и навыков, а также компетенций, необходимых преподавателям ОВПО, создание ориентиров для формирования образовательных программ послевузовского образования, курсов переподготовки и повышения квалификаций.
Стандарт является одним из четырех основных элементов национальной системы квалификаций. Учитывает уровни национальной рамки квалификаций (НРК) и отраслевую рамку квалификаций (ОРК) в сфере образования. Стандарт является рамочным документом, учитывает принцип академической и управленческой самостоятельности ОВПО, служит основой для разработки образовательных программ научно-педагогической магистратуры и докторантуры по всем направлениям подготовки кадров, для разработки оценочного материала при сертификации преподавателей и выработки критериев их квалификации по уровням соответствия.
Стандарт служит для планирования повышения квалификации преподавателей и их карьерного продвижения. Каждый последующий уровень наращивает совокупность показателей всех предыдущих уровней.
Накопительный и последовательный характер дескрипторов обеспечивает преемственность результатов обучения от уровня к уровню.
Стандарт дает основания признавать результаты как формального, так и неформального и информального обучения, создает условия для доступа к оценке и признанию квалификаций академической и профессиональной средой.
Стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации преподавателей характеризуются в соответствии с 2-мя уровнями ОРК в сфере образования и НРК (7-8 уровни) по трем обобщенным показателям: «знания», «умения и навыки», «личностные компетенции». При этом седьмой уровень стандарта представлен двумя подуровнями (7.1 и 7.2), восьмой уровень – четырьмя подуровнями (8.1, 8.2, 8.3 и 8.4).
Дескрипторы уровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых трудовых функций преподавателей.
Профессиональные ценности:
1) профессионализм;
2) инновационность;
3) креативность;
4) меритократия;
5) добропорядочность.
8. Перечень карточек профессий:
1) Преподаватель, ассистент в области образования, ОВПО, уровень ОРК 7, 7.1;
2) Преподаватель, Старший преподаватель/сеньор-лектор в области образования, ОВПО, уровень ОРК 7, 7.2;
3) Преподаватель, ассистент профессора в области образования, ОВПО, уровень ОРК 8, 8.1;
4) Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент) в области образования, ОВПО, уровень ОРК 8, 8.2;
5) Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент), профессор в области образования, ОВПО, уровень ОРК 8, 8.3;
6) Преподаватель, профессор в области образования, ОВПО, уровень ОРК 8, 8.4.
Глава 3. Карточки профессий
9. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 1: Преподаватель, ассистент в области образования, ОВПО | |||||||
Код группы | 2311-0 | ||||||
Код наименования занятия | 2311-0-002 | ||||||
Наименование профессии | Преподаватель, ассистент в области образования, ОВПО | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | Уровень 7 | ||||||
Подуровень квалификации по ОРК | 7.1 (без ученой степени) | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик | - | ||||||
Уровень профессионального образования | Послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура), высшее образование, специалист | ||||||
Связь с неформальным и информальным образованием | курсы повышения квалификации практический опыт | ||||||
Другие возможные наименования профессии: | 2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г Ассистент / альтернативная - высшее и (или) послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура), наличие степени магистра | ||||||
Основная цель деятельности | Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО | ||||||
Перечень трудовых функций | Обязательные трудовые функции | 1. Обучение 2. Проведение научных исследований 3. Осуществление научно-методической работы 4. Социализация обучающейся молодежи | |||||
Дополнительные трудовые функции | 1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО; 2. взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО. | ||||||
Описание трудовых функций | |||||||
Трудовая функция 1: Обучение | Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся | Умения: 1. организовывать и проводить учебные занятия (кроме лекций) с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций; 3. устанавливать обратную связь с обучающимися бакалавриата с использованием цифровых технологий. | |||||
Знания: 1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО; 2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания. | |||||||
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся | Умения: 1. учитывать в проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего образования); 2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего образования). | ||||||
Знания: 1. практико-ориентированных методов и технологий обучения; 2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего образования). | |||||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | ||||||
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований | Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда | Умения: 1. принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ/творческих проектов; 2. повышать научную результативность и публикационную активность; 3. работать с национальными и международными базами данных. | |||||
Знания: 1. методологии научных исследований; 2. этических норм при проведении научных исследований; 3. нормативных правовых актов в области науки. | |||||||
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков | Умения: 1. проводить диагностику исследовательских навыков, обучающихся бакалавриата; 2. применять стратегии развития и поддержки научно-исследовательской/научно-творческой деятельности и публикационной активности обучающихся бакалавриата. | ||||||
Знания: 1. специфики научных исследований обучающихся; 2. стратегий повышения мотивации и активности, обучающихся бакалавриата в научных исследованиях/ творческих проектов. | |||||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | ||||||
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы | Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО | Умения: 1. проводить учебно-методическую работу и развивать методическую компетентность; 2. повышать профессиональную квалификацию; 3. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при проведении семинарских/практических занятий бакалавриата; 4. применять современные и инновационные (в том числе цифровые) технологии обучения. | |||||
Знания: 1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области высшего образования; 2. механизмов и принципов интеграции психолого-педагогических и предметных (специальных) знаний; 3. современных и инновационных (в том числе цифровых) технологий обучения. | |||||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | ||||||
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи | Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде | Умения: 1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО; 2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся; 3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности. | |||||
Знания: 1. педагогического менеджмента и возрастной психологии; 2. педагогической аксиологии; 3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме. | |||||||
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии | Умения: 1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии; 2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности. | ||||||
Знания: 1. педагогической деонтологии, деонтологических концепций других профессий (по направлению подготовки высшего образования); 2. специфики ценностных установок профессии (по направлению подготовки высшего образования). | |||||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | ||||||
Дополнительная трудовая функция: Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования | Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами | Умения: 1. строить оптимальные коммуникации с обучающимися, коллегами и сотрудниками ОВПО; 2. работать в команде с коллегами и сотрудниками ОВПО. | |||||
Знания: 1. принципов педагогического взаимодействия с обучающимися; 2. стратегий и механизмов коммуникации в академической и профессиональной среде. | |||||||
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами | Умения: 1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации; 2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов; 3. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки; 4. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях. | ||||||
Знания: 1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций; 2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда. | |||||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | ||||||
Требования к личным компетенциям | Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков | ||||||
Списков технических регламентов и национальных стандартов | Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916) | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | Уровень ОРК | Наименование профессии | |||||
7 | Менеджеры в образовании | ||||||
10. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 2: Преподаватель, Старший преподаватель/сеньор-лектор в области образования, ОВПО | |||||||
Код группы | 2311-0 | ||||||
Код наименования занятия | 2311-0-003 | ||||||
Наименование профессии | Преподаватель, Старший преподаватель/сеньор-лектор в области образования, ОВПО | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | Уровень 7 | ||||||
Подуровень квалификации по ОРК | 7.2 (без ученой степени) | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик | - | ||||||
Уровень профессионального образования | Послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура), высшее образование, специалист | ||||||
Связь с неформальным и информальным образованием | курсы повышения квалификации практический опыт | ||||||
Другие возможные наименования профессии | 2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г Преподаватель/старший преподаватель сеньор-лектор/ альтернативная - высшее и (или) послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура), стаж работы научно-педагогической деятельности не менее 3 (трех) лет в должности ассистента или стаж практической работы по специальности (профилю деятельности) не менее 5 (пяти) лет | ||||||
Основная цель деятельности: | Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО | ||||||
Перечень трудовых функций | Обязательные трудовые функции | 1. Обучение; 2. Проведение научных исследований; 3. Осуществление научно-методической работы; 3. Социализация обучающейся молодежи. | |||||
Дополнительные трудовые функции | Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования | ||||||
Описание трудовых функций | |||||||
Трудовая функция 1: Обучение | Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся | Умения: 1. организовывать и проводить лекционные, семинарские и практические занятия с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций; 3. устанавливать обратную связь с обучающимися бакалавриата с использованием цифровых технологий. | |||||
Знания: 1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО; 2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания. | |||||||
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся | Умения: 1. учитывать в планировании, организации и проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего образования); 2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего образования). | ||||||
Знания: 1. практико-ориентированных методов и технологий обучения; 2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего образования). | |||||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | ||||||
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований | Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда | Умения: 1. принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 2. повышать научную результативность и публикационную активность; 3. работать с национальными и международными базами данных. | |||||
Знания: 1. методологии научных исследований; 2. этических норм при проведении научных исследований; 3. нормативных правовых актов в области науки. | |||||||
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков | Умения: 1. проводить диагностику исследовательских навыков обучающихся бакалавриата; 2. применять стратегии развития и поддержки исследовательской деятельности и публикационной активности обучающихся бакалавриата. | ||||||
Знания: 1. специфики научных исследований, обучающихся бакалавриата; 2. стратегий повышения мотивации и активности обучающихся бакалавриата в научных исследованиях. | |||||||
Возможность признания навыка: | Не рекомендуется | ||||||
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы | Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО | Умения: 1. проводить учебно-методическую работу и развивать методическую компетентность; 2. повышать профессиональную квалификацию; 3. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при проведении семинарских/практических занятий бакалавриата; 4. применять современные и инновационные (в том числе цифровые) технологии обучения. | |||||
Знания: 1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области науки и высшего образования; 2. механизмов и принципов интеграции психолого-педагогических и предметных (специальных) знаний; 3. современных и инновационных (в том числе цифровых) технологий обучения. | |||||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | ||||||
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи | Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде | Умения: 1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО; 2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся; 3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности. | |||||
Знания: 1. педагогического менеджмента и возрастной психологии; 2. педагогической аксиологии; 3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме. | |||||||
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии | Умения: 1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии; 2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности. | ||||||
Знания: 1. педагогической деонтологии, деонтологических концепций других профессий (по направлению подготовки высшего образования); 2. специфики ценностных установок профессии (по направлению подготовки высшего образования). | |||||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | ||||||
Дополнительная трудовая функция: Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования | Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами | Умения: 1. строить оптимальные коммуникации с обучающимися, коллегами и сотрудниками ОВПО; 2. работать в команде с коллегами и сотрудниками ОВПО. | |||||
Знания: 1. принципов педагогического взаимодействия с обучающимися; 2. стратегий и механизмов коммуникации в академической и профессиональной среде. | |||||||
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами | Умения: 1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации; 2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов; 3. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки; 4. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях. | ||||||
Знания: 1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций; 2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда. | |||||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | ||||||
Требования к личным компетенциям | Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков. | ||||||
Списков технических регламентов и национальных стандартов | Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916) | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | Уровень ОРК | Наименование профессии | |||||
7 | Менеджеры в образовании |
11. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 3: Преподаватель, ассистент профессора в области образования, ОВПО | ||||
Код группы | 2311-0 | |||
Код наименования занятия | 2311-0-004 | |||
Наименование профессии | Преподаватель, ассистент профессора в области образования, ОВПО | |||
Уровень квалификации по ОРК | 8-уровень | |||
Подуровень квалификации по ОРК | 8.1 (с практическим опытом и/или с ученой степенью «кандидат наук», «доктор наук»; со степенью «доктор философии (PhD) (Пейджди) /доктор по профилю» / почетным званием и (или) государственной наградой в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта) | |||
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик | - | |||
Уровень профессионального образования | Послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура и докторантура), высшее образование, специалист | |||
Связь с неформальным и информальным образованием | курсы повышения квалификации практический опыт | |||
Другие возможные наименования профессии | 2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г Старший преподаватель/Сеньор-лектор - высшее и (или) послевузовское образование, стаж работы научно-педагогической деятельности не менее 5 (пяти) лет, или наличие ученой степени / почетного звания и (или) государственной награды в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта. Старший преподаватель/Сеньор-лектор/ассистент профессора, альтернативная - высшее и (или) послевузовское образование и наличие ученой степени / почетным званием и (или) государственной наградой в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта. | |||
Основная цель деятельности | Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО | |||
Перечень трудовых функций | Обязательные трудовые функции | 1. Обучение 2. Проведение научных исследований 3. Осуществление научно-методической работы 4. Социализация обучающейся молодежи | ||
Дополнительные трудовые функции | 1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО; 2. Взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО. | |||
Описание трудовых функций | ||||
Трудовая функция 1: Обучение | Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся | Умения: 1. организовывать и проводить учебные занятия в магистратуре и докторантуре с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций; 3. устанавливать обратную связь с обучающимися магистратуры и докторантуры с использованием цифровых технологий. | ||
Знания: 1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО; 2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 3. инноваций в образовании. | ||||
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся | Умения: 1. учитывать в планировании, организации и проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования); 2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования). | |||
Знания: 1. практико-ориентированных методов и технологий обучения; 2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования). | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований | Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда | Умения: 1. принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ/творческих проектов; 2. повышать научную результативность и публикационную активность; 3. работать с национальными и международными базами данных. | ||
Знания: философии и методологии современной науки | ||||
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков | Умения: 1. проводить диагностику исследовательских навыков, обучающихся бакалавриата и магистратуры; 2. применять стратегии развития и поддержки исследовательской, в том числе публикационной активности обучающихся бакалавриата и магистратуры; 3. привлекать к научно-исследовательской и опытно-конструкторской работам обучающихся бакалавриата и магистратуры. | |||
Знания: 1. специфики научных исследований, обучающихся бакалавриата и магистратуры; 2. стратегий повышения мотивации и активности, обучающихся бакалавриата и магистратуры в научных исследованиях. | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы | Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО | Умения: 1. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при проведении всех видов занятий в бакалавриате и магистратуре, а также учебных занятий, кроме лекций, в докторантуре; 2. разрабатывать и применять в учебном процессе научно-методическую продукцию; 3. осуществлять наставничество над молодыми преподавателями. | ||
Знания: 1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области высшего и послевузовского образования; 2. механизмов развития и совершенствования образовательных программ высшего и послевузовского образования в соответствии с потребностями рынка труда; 3. современных и инновационных (в том числе цифровых) технологий обучения. | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи | Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде | Умения: 1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО; 2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся; 3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности. | ||
Знания: 1. педагогического менеджмента и возрастной психологии; 2. педагогической аксиологии; 3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме. | ||||
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии | Умения: 1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии; 2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности | |||
Знания: 1. педагогической деонтологии, деонтологических концепций других профессий (по направлению подготовки высшего образования); 2. специфики ценностных установок профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования). | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Дополнительная трудовая функция: Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования | Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами | Умения: 1. строить оптимальные коммуникации с обучающимися, коллегами и сотрудниками ОВПО; 2. работать в команде с коллегами и сотрудниками ОВПО. | ||
Знания: 1. принципов педагогического взаимодействия с обучающимися; 2. стратегий и механизмов коммуникации в академической и профессиональной среде. | ||||
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами | Умения: 1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации; 2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов; 3. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки; 4. работать в структурах по гарантии качества высшего и послевузовского образования; 5. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях. | |||
Знания: 1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций; 2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда. | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Требования к личным компетенциям | Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков | |||
Списков технических регламентов и национальных стандартов | Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916) | |||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | Уровень ОРК | Наименование профессии | ||
8 | Менеджеры в образовании |
12. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 4: Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент) в области образования, ОВПО | ||||
Код группы | 2311-0 | |||
Код наименования занятия | 2311-0-005 | |||
Наименование профессии | Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент) в области образования, ОВПО | |||
Уровень квалификации по ОРК | 8-уровень | |||
Подуровень квалификации по ОРК | 8.2 (с ученой степенью «кандидат наук», «доктор наук»; со степенью «доктор философии (PhD) (Пейджди) /доктор по профилю» / почетным званием и (или) государственной наградой в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта) | |||
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик | - | |||
Уровень профессионального образования | Послевузовское образование (научно-педагогическая докторантура), высшее образование, специалист | |||
Связь с неформальным и информальным образованием | курсы повышения квалификации практический опыт | |||
Другие возможные наименования профессии | 2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г Старший преподаватель/Сеньор-лектор организаций высшего и (или) послевузовского образования / альтернативная - высшее и (или) послевузовское образование (научно-педагогическая магистратура и докторантура), стаж работы научно-педагогической деятельности не менее 3 (трех) лет или стаж практической работы по специальности (профилю деятельности) не менее 5 (пяти) лет и наличие ученой степени / почетного звания и (или) государственной награды в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта. Ассоциированный профессор (доцент) - высшее и послевузовское образование, наличие ученой степени, стаж работы не менее 5 (пяти) лет научно-педагогической деятельности. | |||
Основная цель деятельности | Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО | |||
Перечень трудовых функций | Обязательные трудовые функции | 1. Обучение 2. Проведение научных исследований 3. Осуществление научно-методической работы 4. Социализация обучающейся молодежи | ||
Дополнительные трудовые функции | 1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО; 2. Взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО. | |||
Описание трудовых функций | ||||
Трудовая функция 1: Обучение | Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся | Умения: 1. организовывать и проводить учебные занятия (кроме лекций) с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций; 3. устанавливать обратную связь с обучающимися бакалавриата с использованием цифровых технологий. | ||
Знания: 1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО; 2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 3. теории и методики андрогогики. | ||||
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся | Умения: 1. учитывать в планировании, организации и проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования); 2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования). | |||
Знания: 1. практико-ориентированных методов и технологий обучения; 2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего образования). | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований | Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда | Умения: 1. руководить и/или принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе междисциплинарные, международные (с последующей коммерциализацией результатов исследования); 2. устанавливать коллаборацию с внутренними и внешними научными школами/центрами для практической реализации результатов исследования; 3. повышать научную результативность и публикационную активность; 4. работать с национальными и международными базами данных. | ||
Знания: 1. философии и методологии современной науки; 2. этических норм при проведении научных исследований. | ||||
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков | Умения: 1. проводить диагностику исследовательских навыков, обучающихся бакалавриата, магистратуры и докторантуры; 2. применять стратегии развития и поддержки исследовательской, в том числе публикационной активности обучающихся бакалавриата, магистратуры и докторантуры. | |||
Знания: 1. специфики научных исследований, обучающихся магистратуры и докторантуры; 2. стратегий повышения мотивации и активности, обучающихся бакалавриата, магистратуры и докторантуры в научных исследованиях. | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы | Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО | Умения: 1. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при планировании и проведении всех видов учебных занятий по программам высшего и послевузовского образования; 2. реализовывать образовательные программы высшего и послевузовского образования, в том числе инновационных, в соответствии с запросами рынка труда; 3. разрабатывать и применять в учебном процессе научно-методическую продукцию. | ||
Знания: 1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области высшего и (или) послевузовского образования; 2. механизмов развития и совершенствования образовательных программ высшего и послевузовского образования в соответствии с потребностями рынка труда; 3. стратегий, методов и форм формирования и развития научных школ и наставничества над молодыми преподавателями. | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи | Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде | Умения: 1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО; 2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся; 3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности. | ||
Знания: 1. педагогического менеджмента и возрастной психологии; 2. педагогической аксиологии; 3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме. | ||||
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии | Умения: 1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии; 2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности. | |||
Знания: педагогического (воспитательного) потенциала новых знаний в области курируемых дисциплин | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Дополнительная трудовая функция: Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования | Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами | Умения: 1. строить оптимальные коммуникации с обучающимися, коллегами и сотрудниками ОВПО; 2. работать в команде с коллегами и сотрудниками ОВПО. | ||
Знания: 1. принципов педагогического взаимодействия с обучающимися; 2. стратегий и механизмов коммуникации в академической и профессиональной среде. | ||||
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами | Умения: 1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации; 2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов; 3. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки; 4. работать в структурах по гарантии качества высшего и послевузовского образования; 5. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях. | |||
Знания: 1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций; 2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Требования к личным компетенциям | Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков. | |||
Списков технических регламентов и национальных стандартов | Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916) | |||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | Уровень ОРК | Наименование профессии | ||
8 | Менеджеры в образовании |
13. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 5: Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент), профессор в области образования, ОВПО | ||||
Код группы | 2311-0 | |||
Код наименования занятия | 2311-0-006 | |||
Наименование профессии: | Преподаватель, ассоциированный профессор (доцент), профессор в области образования, ОВПО | |||
Уровень квалификации по ОРК | 8-уровень | |||
Подуровень квалификации по ОРК | 8.3 (с ученым званием ассоциированного профессора (доцента), присваиваемого уполномоченным органом в области науки и высшего образования) | |||
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик | - | |||
Уровень профессионального образования | Послевузовское образование (научно-педагогическая докторантура), высшее образование, специалист | |||
Связь с неформальным и информальным образованием | курсы повышения квалификации практический опыт | |||
Другие возможные наименования профессии | 2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г Ассоциированный профессор (доцент) / профессор организаций высшего и (или) послевузовского образования - высшее (или послевузовское) образование, наличие ученой степени / почетного звания и (или) государственной награды в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта и ученого звания «ассоциированного профессора», стаж работы не менее 5 (пяти) лет научно-педагогической деятельности | |||
Основная цель деятельности | Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО | |||
Перечень трудовых функций | Обязательные трудовые функции | 1. Обучение 2. Проведение научных исследований 3. Осуществление научно-методической работы 4. Социализация обучающейся молодежи | ||
Дополнительные трудовые функции | 1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО; 2. Взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО. | |||
Описание трудовых функций | ||||
Трудовая функция 1: Обучение | Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся | Умения: 1. организовывать и проводить учебные занятия (кроме лекций) с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций; 3. устанавливать обратную связь с обучающимися с использованием цифровых технологий. | ||
Знания: 1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО; 2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 3. современных парадигм высшего и послевузовского образования. | ||||
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся | Умения: 1. внедрять в образовательный процесс педагогические инновации в соответствии с мировыми трендами (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования); 2. экстраполировать в учебный процесс инновации в профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования). | |||
Знания: 1. практико-ориентированных методов и технологий обучения; 2. современных тенденций в области профессии (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования). | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований | Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда | Умения: 1. руководить и/или принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе междисциплинарных, международных (с последующей коммерциализацией результатов исследования); 2. привлекать к научно-исследовательской и опытно-конструкторским работам молодых ученых; 3. организовывать, руководить и участвовать в научно-исследовательских работах по научному направлению структурных единиц организаций высшего и (или) послевузовского образования (институты, центры, кафедры, научные лаборатории); 4. повышать научную результативность и публикационную активность; 5. работать с национальными и международными базами данных. | ||
Знания: 1. методологии научных исследований; 2. этических норм при проведении научных исследований; 3. стратегий развития современной науки в национальном и глобальном контексте. | ||||
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков | Умения: 1. проводить диагностику исследовательских навыков молодых ученых; 2. применять стратегии развития и поддержки исследовательской, в том числе публикационной активности молодых ученых. | |||
Знания: 1. специфики научных исследований, обучающихся бакалавриата, магистратуры и докторантуры; 2. стратегий повышения мотивации и активности молодых ученых в научных исследованиях. | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы | Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО | Умения: 1. планировать и организовывать учебно-методическую работу и развивать методическую компетентность; 2. обеспечивать интеграцию психолого-педагогических знаний и знаний в предметной области при планировании и проведении всех видов учебных занятий; 3. планировать, организовывать, контролировать учебную, учебно-методическую работу и качество проведения всех видов учебных занятий по курируемым дисциплинам; 4. контролировать, комплектовать и разрабатывать методическое обеспечение курируемых дисциплин; 5. участвовать в научно-методической работе по вопросам высшего образования. | ||
Знания: 1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области непрерывного образования; 2. механизмов развития и совершенствования образовательных программ непрерывного образования в соответствии с потребностями рынка труда; 3. стратегий, методов и форм наставничества над молодыми преподавателями. | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи | Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде | Умения: 1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО; 2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся; 3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности. | ||
Знания: 1. педагогического менеджмента и возрастной психологии; 2. педагогической аксиологии; 3. концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме | ||||
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии | Умения: 1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии; 2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности. | |||
Знания: педагогического (воспитательного) потенциала новых знаний в области курируемых дисциплин | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Дополнительная трудовая функция: Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования | Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами | Умения: 1. обеспечивать профессионально-педагогическую коммуникацию с обучающимися; 2. выстраивать деловую, конструктивную коммуникацию (в том числе командную и коллаборативную) с коллегами и сотрудниками организаций высшего и (или) послевузовского образования; 3. работать в коллегиальных органах по гарантии качества высшего и послевузовского образования (академические комитеты). | ||
Знания: 1. теории и практики современного педагогического менеджмента; 2. стратегий, механизмов принципов социального взаимодействия в профессиональной среде. | ||||
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами | Умения: 1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации; 2. привлекать работодателей к процессу подготовки будущих специалистов; 3. работать в структурах по гарантии качества высшего и послевузовского образования; 4. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки; 5. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях. | |||
Знания: 1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты) и организаций; 2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда. | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Требования к личным компетенциям | Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков. | |||
Списков технических регламентов и национальных стандартов | Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916) | |||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | Уровень ОРК | Наименование профессии | ||
8 | Менеджеры в образовании |
14. КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ 6: Преподаватель, профессор в области образования, ОВПО | ||||
Код группы | 2311-0 | |||
Код наименования занятия | 2311-0-007 | |||
Наименование профессии | Преподаватель, профессор в области образования, ОВПО | |||
Уровень квалификации по ОРК | 8-уровень | |||
Подуровень квалификации по ОРК | 8.4 (преподаватели с ученым званием профессора, присваиваемого уполномоченным органом в области науки и высшего образования) | |||
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик | - | |||
Уровень профессионального образования | Послевузовское образование (научно-педагогическая докторантура), высшее образование, специалист | |||
Связь с неформальным и информальным образованием | курсы повышения квалификации практический опыт | |||
Другие возможные наименования профессии | 2379-9 Другие специалисты – профессионалы в области образования, н.в.д.г Профессор - высшее и послевузовское образование, наличие ученой степени / почетного звания и (или) государственной награды в сфере искусства, архитектуры, физической культуры и спорта и ученого звания «профессор» и стажа работы не менее 5 (пяти) лет научно-педагогической деятельности | |||
Основная цель деятельности | Осуществляет академическую, научно-исследовательскую, научно-методическую и общественную деятельность в ОВПО | |||
Перечень трудовых функций | Обязательные трудовые функции | 1. Обучение 2. Проведение научных исследований 3. Осуществление научно-методической работы 4. Социализация обучающейся молодежи | ||
Дополнительные трудовые функции | 1. Участие в системе корпоративного управления ОВПО; 2. Взаимодействие со стейкхолдерами ОВПО. | |||
Описание трудовых функций | ||||
Трудовая функция 1: Обучение | Навык 1: Обеспечение требуемого уровня академических компетенций обучающихся | Умения: 1. организовывать и проводить все виды учебных занятий с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 2. разрабатывать учебно-методические материалы по преподаваемым дисциплинам с учетом интеграции образования, науки и инноваций; 3. определять новые направления для разработки образовательных программ и развития научных школ; 4. реализовывать на практике актуальные идеи и инновации современных парадигм высшего и послевузовского образования (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования). | ||
Знания: 1. основных требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО; 2. содержания преподаваемых дисциплин, принципов студентоцентрированного обучения и оценивания; 3. современных парадигм высшего и послевузовского образования; 4. современного состояния знаний в области курируемых дисциплин. | ||||
Навык 2: Обеспечение требуемого уровня профессиональных компетенций обучающихся | Умения: внедрять в образовательный процесс педагогические инновации в соответствии с мировыми трендами (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования) | |||
Знания: теории и методики инновационной педагогики (по направлению подготовки высшего и послевузовского образования) | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 2: Проведение научных исследований | Навык 1: Обеспечение интеграции науки, высшего образования и рынка труда | Умения: 1. инициировать, руководить и/или принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе междисциплинарных, международных (с последующей коммерциализацией результатов исследования); 2. организовывать и продвигать научную школу в образовательной среде организаций высшего и (или) послевузовского образования; 3. организовывать, руководить и участвовать в научно-исследовательских работах по научному направлению структурных единиц организаций высшего и (или) послевузовского образования (институты, центры, кафедры, научные лаборатории); 4. повышать научную результативность и публикационную активность; 5. работать с национальными и международными базами данных. | ||
Знания: 1. методологии научных исследований; 2. этических норм при проведении научных исследований; 3. стратегий развития современной науки в национальном и глобальном контексте. | ||||
Навык 2: Развитие у обучающихся требуемого уровня исследовательских навыков | Умения: обеспечивать надлежащее качество исследований при руководстве/ консультировании научными проектами, исследованиями | |||
Знания: актуальных проблем магистерских и докторских программ (по направлению подготовки) | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 3: Осуществление научно-методической работы | Навык 1: Научно-методическое обеспечение макропроцессов ОВПО | Умения: 1. организовывать, руководить и участвовать в научно-методической работе в составе методических комиссий и советов всех уровней; 2. контролировать методическое обеспечение курируемых дисциплин; 3. разрабатывать и применять в образовательном процессе инновационную научно-методическую продукцию; 4. выполнять фундаментальные и прикладные исследования; 5. формировать и развивать научно-исследовательские школы. | ||
Знания: 1. нормативных правовых актов (в том числе Национальную систему квалификаций) в области непрерывного образования; 2. механизмов развития и совершенствования образовательных программ высшего и послевузовского образования в соответствии с потребностями рынка труда; 3. стратегий, методов и форм наставничества над молодыми преподавателями. | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Трудовая функция 4: Социализация обучающейся молодежи | Навык 1: Продвижение социальных ценностей в студенческой среде | Умения: 1. поддерживать и развивать образовательную среду и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО; 2. способствовать повышению гражданской и профессиональной активности обучающихся; 3. соблюдать принципы академической честности и добропорядочности. | ||
Знания: 1. педагогического менеджмента и возрастной психологии; 2. педагогической аксиологии; концепций, стратегий, механизмов продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме. | ||||
Навык 2: Приобщение обучающихся к ценностям выбранной профессии | Умения: 1. формировать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии; 2. соблюдать принципы антикоррупционной деятельности | |||
Знания: педагогического (воспитательного) потенциала новых знаний в области курируемых дисциплин | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Дополнительная трудовая функция: Взаимодействие со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования | Навык 1: Взаимодействие с внутренними стейкхолдерами | Умения: 1. обеспечивать профессионально-педагогическую коммуникацию с обучающимися; 2. выстраивать деловую, конструктивную коммуникацию (в том числе командную и коллаборативную) с коллегами и сотрудниками организаций высшего и (или) послевузовского образования; 3. работать в коллегиальных органах по гарантии качества высшего и послевузовского образования (академические комитеты). | ||
Знания: 1. теории и практики современного педагогического менеджмента; 2. стратегий, механизмов принципов социального взаимодействия в профессиональной среде. | ||||
Навык 2: Взаимодействие с внешними стейкхолдерами | Умения: 1. вовлекать обучающихся в общественные молодежные движения и организации; 2. привлекать работодателей процессу подготовки будущих специалистов; 3. работать в структурах по гарантии качества высшего и послевузовского образования; 4. разрабатывать и внедрять программы курсов повышения квалификации работников отрасли по направлению подготовки; 5. публиковать актуальные статьи в средствах массовых информации различного уровня, социальных сетях. | |||
Знания: 1. политик и стратегий зарубежных и казахстанских молодежных движений (волонтерство, зеленые отряды, скауты); 2. инновационных процессов на международном и казахстанском рынке труда | ||||
Возможность признания навыка | Не рекомендуется | |||
Требования к личным компетенциям | Доброжелательность, коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, профессиональная и социальная ответственность, способность к развитию преподавательских и исследовательских навыков. | |||
Списков технических регламентов и национальных стандартов | Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования, утвержденный приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 июля 2022 года № 2 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28916) | |||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | Уровень ОРК | Наименование профессии | ||
8 | Менеджеры в образовании |
Глава 4. Технические данные Стандарта
15. Наименование государственного органа: Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, Күдретуллаева Рысгуль Орынбасаровна, r.kudretullaeva@sci.gov.kz, 74-25-20.
16. Организации (предприятия) участвующие в разработке: Карагандинский университет Казпотребсоюза, Сырымбетова Ляйля Саркытовна, 870155238377.
17. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: Отраслевой совет по профессиональным квалификациям в области науки и высшего образования - 27 сентября 2023 года, Протокол № 1.
18. Национальный орган по профессиональным квалификациям: заключение от 29 сентября 2023 года.
19. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»: заключение от 30 июня 2023 года.
20. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 года.
21. Дата ориентировочной актуализации профессионального стандарта: 1 октября 2027 год.