Письма НК МФ РК
Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан
№ НК-13-ЮЛ-Э-260-НК-2077 от 14.03.2014
Касательно налогообложения доходов нерезидентов
при оказании услуг по технической поддержке программных продуктов
Ассоциация налогоплательщиков Казахстана
Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 192 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан признаются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан.
При этом, роялти также признаются доходами из источников в Республике Казахстан.
В соответствии с подпунктом 30) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса роялти – это платеж за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований; а также за использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного оборудования, в том числе морских и воздушных судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования; использование «ноу-хау»; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи.
Согласно пункту 5 статьи 2 Налогового кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.
Статья «роялти» Конвенций об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее – Конвенция) дает понятие термина «роялти».
Так, согласно статье 12 большинства Конвенций термин «роялти» означает платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за пользование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы, кинематографические фильмы и телефильмы, видеофильмы или записи для радио и телевидения, любой патент, торговую марку, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, или за информацию (ноу-хау), касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта и платежи за пользование или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием.
Таким образом, если нерезидентом не передается право за пользование или использование авторскими правами, программным обеспечением, включая компьютерные программы, то доходы за оказание услуг по технической поддержке в рабочем состоянии оборудования вычислительных систем, и сопровождение программного обеспечения не являются доходами в виде роялти.
Соответственно, если между Республикой Казахстан и страной резидентства нерезидента заключена Конвенция, то в данном случае следует применять нормы статьи 7 Конвенции «прибыль от предпринимательской деятельности».
Согласно статье 7 Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае если деятельность нерезидента от оказания услуг по технической поддержке оборудования и сопровождению программных продуктов, согласно статье 5 Конвенций, не образует постоянного учреждения на территории Республики Казахстан, то доходы такого нерезидента в соответствии со статьей 7 Конвенции освобождаются от налогообложения подоходным налогом в Республике Казахстан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Конвенции между Республикой Казахстан и Индией роялти или вознаграждения за технические услуги также могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем роялти или вознаграждений за технические услуги, то налог взимаемый таким образом не должен превышать 10 процентов общей суммы роялти или вознаграждений за технические услуги.
Согласно подпункту б) пункта 3 статьи 12 Конвенции термин "вознаграждения за технические услуги" означает выплаты любого вида в качестве вознаграждения за оказание любых управленческих, технических или консультационных услуг, включая обеспечение технического обслуживания техническим или другим лицом, но не включает выплаты за услуги, упомянутые в статьях 14 и 15 Конвенции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Конвенции между Республикой Казахстан и Болгарией роялти могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем роялти, налог, взимаемый таким образом, не будет превышать 10 процентов общей суммы роялти.
Согласно пункту 3 статьи 12 Конвенции термин "роялти" означает платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за пользование или за предоставление прав использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая программный продукт.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Конвенции положения указанной статьи Конвенции также применяются к платежам за технические услуги, связанные с продажей, использование или право использования, описанного в пункте 3 статьи 12 Конвенции.
Таким образом, доходы резидентов Индии и Болгарии за оказание услуг резидентам Республики Казахстан по технической поддержке в рабочем состоянии оборудования вычислительных систем, и сопровождение программного обеспечения согласно статье 12 соответствующих Конвенций подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 10 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Конвенции между Республикой Казахстан и Туркменистаном платежи за технические услуги могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, производящая платежи за технические услуги, в соответствии с законодательством этого Государства, но если фактический владелец платежей за технические услуги является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 процентов общей суммы платежей.
Согласно пункту 3 статьи 13 Конвенции термин "платежи за технические услуги" означает платежи любого рода любому лицу, иному, чем служащему, лицом, производящим платежи, в виде вознаграждения за любые услуги технического, управленческого или консультативного характера. Таким образом, доходы резидентов Туркменистана за оказание услуг по технической поддержке в рабочем состоянии оборудования вычислительных систем, и сопровождение программного обеспечения в соответствии со статьей 13 Конвенции подлежат налогообложению по ставке 10 процентов.
При этом, нерезидент в целях применения положений указанных Конвенций должен выполнить административные процедуры, предусмотренные статьями 212 – 212-1 Налогового кодекса.
Заместитель председателя
Налогового комитета
Министерства финансов
Республики Казахстан
Т.Ботаканова