Аналитический обзор об увеличении налоговой нагрузки с принятием положения об обязательных пенсионных взносах за счет работодателей
Аналитический обзор об увеличении налоговой нагрузки с принятием положения об обязательных пенсионных взносах за счет работодателей
На текущий момент, значительное внимание привлечено к новости относительно введения пенсионных взносов работодателя.
Такая новость, опять вызвала значительные обсуждения со стороны бизнес среды. При этом, идентификация данной новости определялась как нечто новое, однако так ли это?
Начнем с того, что нововведения по внедрению обязательных пенсионных взносов работодателя были утверждены Законом Республики Казахстан от 2 августа 2015 года № 342-V. Вступление в силу норм касающихся данного вопроса было определено на 01 января 2020 года.
Конечно, основное беспокойство на текущий момент, спустя 4 года, после того, как Закон уже был принят вызывает вопрос по поводу нагрузки, которая ложится на работодателя и работника по уплате социальных платежей. Безусловно, данный вопрос беспокоит и индивидуальных предпринимателей, которые также будут нести обязанность в уплате социальных платежей за себя. Конечно, на текущий момент уже инициировано множество обращений, в том числе в Национальную палату предпринимателей. Несмотря на их некоторую запоздалость (4 года срок не малый), все обращения уже приняты в работу и ведется активное обсуждение - быть данным нововведениям или не быть с 01 января 2020 года. Рабочая группа по данному вопросу была организована в феврале 2019 года. Были разработаны правила исчисления и перечисления обязательных пенсионных взносов работодателя. После обсуждения правил, которые проводились в марте 2019 года, встал вопрос относительно принятия или не принятия положений, относительно внедрения данных взносов. На текущий момент, начиная с марта месяца, продолжаются обсуждения относительно необходимости уплаты данных платежей.
Ну а мы, в свою очередь, подготовили аналитическую справку, относительно расчета увеличения нагрузки по социальным платежам на работодателя. Наш трудовой рынок устроен именно таким образом, что все данные платежи становятся нагрузкой именно на него. Однако мы провели анализ в разрезе каждого участника, участвующего в данном вопросе.
Итак, если представить динамику изменения социальных платежей за период с 2015-2025 год, то она будет выглядеть следующим образом:
Наименование показателя |
2015 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2025 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого налоги и платежи физ. лица |
20% |
20% |
20% |
21% |
22% |
22% |
22% |
ИПН |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
ОПВ |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
ВСМС статья 27 Закона "Об обязательном медицинском страховании" |
0 |
0 |
0 |
1% |
2% |
2% |
2% |
Итого налоги и платежи работодателя |
11% |
11% |
11% |
17% |
17% |
18% |
19% |
ОПВР |
0 |
0 |
0 |
5% |
5% |
5% |
5% |
Социальный налог (СН) статья 485 НК РК и статья 14 Закона "Об обязательном социальном страховании" |
11% |
9,5% |
9,5% |
9,5% |
9,5% |
9,5% |
11% |
СО (справочно, т.к. уменьшает СН) статья 14 Закона "Об обязательном социальном страховании" |
5,0% |
3,50% |
3,50% |
3,50% |
3,50% |
3,50% |
5% |
ОСМС |
0 |
1,50% |
1,50% |
2,00% |
2,00% |
3,00% |
3% |
Всего с работника и работодателя |
31,0% |
31,0% |
31,0% |
37,5% |
38,5% |
39,5% |
41,0% |
К сожалению, такие голые цифры никак не свидетельствуют о нагрузке, так как каждая из них имеет отдельный принцип расчета. В этой связи, можно будет осуществить расчет на основании более реальных данных. Для осуществления расчета был принят примерный оклад одного работника в компании.
Предположим, заработная плата работника, у компании на общеустановленном режиме налогообложения составляет 200 000 тенге.
Наименование показателя по |
2015 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2025 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ФОТ |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
Вычет |
21 364 |
28 284 |
42 500 |
42 500 |
42 500 |
42 500 |
42 500 |
ИПН при применении вычета |
15 864 |
15 172 |
13 750 |
13 750 |
13 750 |
13 750 |
13 750 |
ОПВ |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
ОПВР |
- |
- |
- |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
СН и СО статья 485 НК РК и статья 14 Закона "Об обязательном социальном страховании" |
19 800 |
17 100 |
17 100 |
17 100 |
17 100 |
17 100 |
19 800 |
ОСМС |
- |
3 000 |
3 000 |
3 800 |
3 800 |
5 700 |
5 700 |
ВСМС (не облагаются ОПВР, статья 319 НК РК и 29 Закона "О мед страховании" |
- |
- |
- |
1 900 |
3 800 |
3 800 |
3 800 |
Итого налоги и платежи физ лица |
35 864 |
35 172 |
33 750 |
33 750 |
33 750 |
33 750 |
33 750 |
Итого налоги и платежи работодателя |
19 800 |
20 100 |
20 100 |
32 800 |
34 700 |
36 600 |
39 300 |
Всего с работника и работодателя |
55 664 |
55 272 |
53 850 |
66 550 |
68 450 |
70 350 |
73 050 |
Всего с работника и работодателя |
55 664 |
55 272 |
53 850 |
56 550 |
58 450 |
60 350 |
63 050 |
В процентах к ФОТ |
27,83% |
27,64% |
26,93% |
33,28% |
34,23% |
35,18% |
36,53% |
Экономия на КПН за счет вычеты ОПВР |
- |
- |
- |
- 2 160 |
- 2 000 |
- 2 380 |
- 2 540 |
Общий процент нагрузки с учетом |
27,8% |
27,6% |
26,9% |
32,2% |
33,2% |
34,0% |
35,3% |
Общий процент нагрузки с учетом |
27,8% |
27,6% |
26,9% |
28,3% |
29,2% |
30,2% |
31,5% |
В данном случае, расчет в процентах по нагрузке данных платежей производится от суммы начисленной заработной платы.
Как видно из анализа, в процентном соотношении в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, произошло снижение нагрузки по налогам и социальным платежам в объеме 0,7% от общей суммы начисленной заработной платы. Такое снижение, прежде всего, обусловлено ростом минимальной заработной платы, в связи с чем произошло снижение суммы индивидуального подоходного налога. При этом, в стоимостном выражении, это позволило сократить сумму налогов и платежей на одного сотрудника с окладом в размере 200 000 тенге на 1 421,6 тенге, что соответствует 10% от прироста минимальной заработной платы.
Если в 2020 году, все же будет введено изменение относительно необходимости уплаты пенсионных взносов работодателя, при условии, что ОСМС увеличиться с 1,5% до 2%, а также, что на работника будет возложена обязанность в уплате медицинских взносов в размере 1%, нагрузка по налогам и социальным платежам увеличиться на 6,4%. Однако, так как сумма пенсионных взносов работодателя в соответствии с положениями статьи 257 Налогового Кодекса, подлежит отнесению на вычеты, то процент увеличения нагрузки снижается до 5,3%.
Если все же, рабочей группой, работающей с марта 2019 года, будет достигнуто соглашение об отмене или переносе нормы по внедрению пенсионных взносов работодателя, то процент увеличения нагрузки по налогам и платежам в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличивается на 1,4%.
В стоимостном выражении прирост в 2020 году налогов и платежей с фонда заработной платы в сравнении с 2019 годом, при условии внедрения пенсионных взносов работодателя составит 12 700 тенге на одного сотрудника при окладе 200 000 тенге. Соответственно, если оклад меньше или больше, то эта сумма прироста составит иное значение. Так, например, при сумме заработной платы 100 000 тенге, прирост составит 6 350 тенге на одного сотрудника и при сумме 300 000 тенге, прирост составит 19 050 тенге.
Если пенсионные взносы работодателя внедрены с 2020 года не будут, то прирост в 2020 году в стоимостном выражении, при окладе в 200 000 тенге, составит 2 700 тенге, в сравнении с 2019 годом. При сумме заработной платы 100 000 тенге, прирост составит 1 350 тенге на одного сотрудника и при сумме 300 000 тенге, прирост составит 4 050 тенге.
Если прогнозировать более длительный период времени, до 2025 года, то увеличение в процентном соотношении к фонду начисленной заработной платы составит 9,6%, так как поэтапно будут меняться платежи по ОСМС, ВСМС и социальным отчислениям и социальному налогу. Если учесть, что сумма пенсионных взносов работодателя будет относиться на вычеты при расчете корпоративного подоходного налога, то общая сумма нагрузки на налогового агента возрастает к 2025 году на 9,6% в сравнении с показателем нагрузки в 2019 году.
В стоимостном выражении прирост в 2025 году налогов и платежей с фонда заработной платы в сравнении с 2019 годом, при условии внедрения пенсионных взносов работодателя составит 19 200 тенге на одного сотрудника при окладе 200 000 тенге. Соответственно, если оклад меньше или больше, то эта сумма прироста составит иное значение. Так, например, при сумме заработной платы 100 000 тенге, прирост составит 9 600 тенге на одного сотрудника и при сумме 300 000 тенге, прирост составит 28 800 тенге.
Если пенсионных взносов работодателя внедрены с 2020 года не будут, то прирост в 2025 году в стоимостном выражении, при окладе в 200 000 тенге, составит 9 700 тенге, в сравнении с 2019 годом. При сумме заработной платы 100 000 тенге, прирост составит 4 850 тенге на одного сотрудника и при сумме 300 000 тенге, прирост составит 14 550 тенге.
Достаточно интересным получается анализ прироста, без учета пенсионных взносов работодателя. Общий прирост нагрузки по платежам и налогам к 2025 году в сравнении с 2019 годом составит 4,6%. При этом, как видно из аналитической таблицы №2, при условии внедрения пенсионных взносов работодателя сумма прироста в % по нагрузке к 2025 году достигает 8,3%. Таким образом, если рассматривать оба варианта, то разница составляет 3,7% увеличения нагрузки на налогового агента от фонда оплаты труда, при условии внедрения взносов работодателя. Таким образом, общий прирост нагрузки к 2025 году составит:
Наименование |
При окладе 200000 |
При окладе 100000 |
При окладе 300000 |
---|---|---|---|
При внедрении ОПВР и увеличении платежей в 2025 году в сравнении с 2019 года |
19 200 |
9 600 |
28 800 |
При отказе от внедрения ОПВР и увеличении платежей в 2025 году в сравнении с 2019 года |
9 200 |
4 600 |
13 800 |
Разница между вариантами |
10 000 |
5 000 |
15 000 |
Рост нагрузки при отказе от внедрения ОПВР происходит за счет увеличения ставок действующих социальных платежей в соответствии с уже утвержденным законодательством.
Если компания применяет упрощенный налоговый режим, то расчеты по социальным платежам и нагрузке в динамике будут следующими:
Наименование показателя |
2015 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2025 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ФОТ |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
Вычет |
21 364 |
28 284 |
42 500 |
42 500 |
42 500 |
42 500 |
42 500 |
ИПН при применении вычета |
15 864 |
15 172 |
13 750 |
13 750 |
13 750 |
13 750 |
13 750 |
ОПВ |
20 000 |
20 000 |
20 000 |