Аналитический обзор об увеличении налоговой нагрузки с принятием положения об обязательных пенсионных взносах за счет работодателей

Линейка новостей от ИОР ТСник

Аналитический обзор об увеличении налоговой нагрузки с принятием положения об обязательных пенсионных взносах за счет работодателей

На текущий момент, значительное внимание привлечено к новости относительно введения пенсионных взносов работодателя.

Такая новость, опять вызвала значительные обсуждения со стороны бизнес среды. При этом, идентификация данной новости определялась как нечто новое, однако так ли это?
Начнем с того, что нововведения по внедрению обязательных пенсионных взносов работодателя были утверждены Законом Республики Казахстан от 2 августа 2015 года № 342-V. Вступление в силу норм касающихся данного вопроса было определено на 01 января 2020 года.

Конечно, основное беспокойство на текущий момент, спустя 4 года, после того, как Закон уже был принят вызывает вопрос по поводу нагрузки, которая ложится на работодателя и работника по уплате социальных платежей. Безусловно, данный вопрос беспокоит и индивидуальных предпринимателей, которые также будут нести обязанность в уплате социальных платежей за себя. Конечно, на текущий момент уже инициировано множество обращений, в том числе в Национальную палату предпринимателей. Несмотря на их некоторую запоздалость (4 года срок не малый), все обращения уже приняты в работу и ведется активное обсуждение - быть данным нововведениям или не быть с 01 января 2020 года. Рабочая группа по данному вопросу была организована в феврале 2019 года. Были разработаны правила исчисления и перечисления обязательных пенсионных взносов работодателя. После обсуждения правил, которые проводились в марте 2019 года, встал вопрос относительно принятия или не принятия положений, относительно внедрения данных взносов. На текущий момент, начиная с марта месяца, продолжаются обсуждения относительно необходимости уплаты данных платежей.
Ну а мы, в свою очередь, подготовили аналитическую справку, относительно расчета увеличения нагрузки по социальным платежам на работодателя. Наш трудовой рынок устроен именно таким образом, что все данные платежи становятся нагрузкой именно на него. Однако мы провели анализ в разрезе каждого участника, участвующего в данном вопросе.

Итак, если представить динамику изменения социальных платежей за период с 2015-2025 год, то она будет выглядеть следующим образом:

Наименование показателя

2015

2018

2019

2020

2021

2022

2025

Итого налоги и платежи физ. лица

20%

20%

20%

21%

22%

22%

22%

ИПН

10%

10%

10%

10%

10%

10%

10%

ОПВ

10%

10%

10%

10%

10%

10%

10%

ВСМС статья 27 Закона "Об обязательном медицинском страховании"

0

0

0

1%

2%

2%

2%

Итого налоги и платежи работодателя

11%

11%

11%

17%

17%

18%

19%

ОПВР

0

0

0

5%

5%

5%

5%

Социальный налог (СН) статья 485 НК РК и статья 14 Закона "Об обязательном социальном страховании"

11%

9,5%

9,5%

9,5%

9,5%

9,5%

11%

СО (справочно, т.к. уменьшает СН) статья 14 Закона "Об обязательном социальном страховании"

5,0%

3,50%

3,50%

3,50%

3,50%

3,50%

5%

ОСМС

0

1,50%

1,50%

2,00%

2,00%

3,00%

3%

Всего с работника и работодателя

31,0%

31,0%

31,0%

37,5%

38,5%

39,5%

41,0%

Аналитическая таблица №1: Расчет нагрузки по налогам и платежам в процентах.


К сожалению, такие голые цифры никак не свидетельствуют о нагрузке, так как каждая из них имеет отдельный принцип расчета. В этой связи, можно будет осуществить расчет на основании более реальных данных. Для осуществления расчета был принят примерный оклад одного работника в компании.

Предположим, заработная плата работника, у компании на общеустановленном режиме налогообложения составляет 200 000 тенге.

Наименование показателя по
общеустановленному режиму

2015

2018

2019

2020

2021

2022

2025

ФОТ

200 000

200 000

200 000

200 000

200 000

200 000

200 000

Вычет

21 364

28 284

42 500

42 500

42 500

42 500

42 500

ИПН при применении вычета

15 864

15 172

13 750

13 750

13 750

13 750

13 750

ОПВ

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

ОПВР

-

-

-

10 000

10 000

10 000

10 000

СН и СО статья 485 НК РК и статья 14 Закона  "Об обязательном социальном страховании"

19 800

17 100

17 100

17 100

17 100

17 100

19 800

ОСМС

-

3 000

3 000

3 800

3 800

5 700

5 700

ВСМС (не облагаются ОПВР, статья 319 НК РК и 29 Закона "О мед страховании"

-

-

-

1 900

3 800

3 800

3 800

Итого налоги и платежи физ лица

35 864

35 172

33 750

33 750

33 750

33 750

33 750

Итого налоги и платежи работодателя

19 800

20 100

20 100

32 800

34 700

36 600

39 300

Всего с работника и работодателя
при введении ОПВР

55 664

55 272

53 850

66 550

68 450

70 350

73 050

Всего с работника и работодателя
при отмене принятия ОПВР

55 664

55 272

53 850

56 550

58 450

60 350

63 050

В процентах к ФОТ

27,83%

27,64%

26,93%

33,28%

34,23%

35,18%

36,53%

Экономия на КПН за счет вычеты ОПВР

-

-

-

- 2 160

- 2 000

- 2 380

- 2 540

Общий процент нагрузки с учетом
экономии по КПН при ведении ОПВР

27,8%

27,6%

26,9%

32,2%

33,2%

34,0%

35,3%

Общий процент нагрузки с учетом
экономии по КПН при отказе от внедрения  ОПВР

27,8%

27,6%

26,9%

28,3%

29,2%

30,2%

31,5%

Аналитическая таблица №2: Примерный расчет нагрузки по налогам и платежам с суммы оклада в 200 000 тенге на одного работника, при условии что налоговый агент применяет общеустановленный режим налогообложения. 


В данном случае, расчет в процентах по нагрузке данных платежей производится от суммы начисленной заработной платы.
Как видно из анализа, в процентном соотношении в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, произошло снижение нагрузки по налогам и социальным платежам в объеме 0,7% от общей суммы начисленной заработной платы. Такое снижение, прежде всего, обусловлено ростом минимальной заработной платы, в связи с чем произошло снижение суммы индивидуального подоходного налога. При этом, в стоимостном выражении, это позволило сократить сумму налогов и платежей на одного сотрудника с окладом в размере 200 000 тенге на 1 421,6 тенге, что соответствует 10% от прироста минимальной заработной платы.

Если в 2020 году, все же будет введено изменение относительно необходимости уплаты пенсионных взносов работодателя, при условии, что ОСМС увеличиться с 1,5% до 2%, а также, что на работника будет возложена обязанность в уплате медицинских взносов в размере 1%, нагрузка по налогам и социальным платежам увеличиться на 6,4%. Однако, так как сумма пенсионных взносов работодателя в соответствии с положениями статьи 257 Налогового Кодекса, подлежит отнесению на вычеты, то процент увеличения нагрузки снижается до 5,3%.

Если все же, рабочей группой, работающей с марта 2019 года, будет достигнуто соглашение об отмене или переносе нормы по внедрению пенсионных взносов работодателя, то процент увеличения нагрузки по налогам и платежам в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличивается на 1,4%.

В стоимостном выражении прирост в 2020 году налогов и платежей с фонда заработной платы в сравнении с 2019 годом, при условии внедрения пенсионных взносов работодателя составит 12 700 тенге на одного сотрудника при окладе 200 000 тенге. Соответственно, если оклад меньше или больше, то эта сумма прироста составит иное значение. Так, например, при сумме заработной платы 100 000 тенге, прирост составит 6 350 тенге на одного сотрудника и при сумме 300 000 тенге, прирост составит 19 050 тенге. 

Если пенсионные взносы работодателя внедрены с 2020 года не будут, то прирост в 2020 году в стоимостном выражении, при окладе в 200 000 тенге, составит 2 700 тенге, в сравнении с 2019 годом. При сумме заработной платы 100 000 тенге, прирост составит 1 350 тенге на одного сотрудника и при сумме 300 000 тенге, прирост составит 4 050 тенге.

Если прогнозировать более длительный период времени, до 2025 года, то увеличение в процентном соотношении к фонду начисленной заработной платы составит 9,6%, так как поэтапно будут меняться платежи по ОСМС, ВСМС и социальным отчислениям и социальному налогу. Если учесть, что сумма пенсионных взносов работодателя будет относиться на вычеты при расчете корпоративного подоходного налога, то общая сумма нагрузки на налогового агента возрастает к 2025 году на 9,6% в сравнении с показателем нагрузки в 2019 году.

В стоимостном выражении прирост в 2025 году налогов и платежей с фонда заработной платы в сравнении с 2019 годом, при условии внедрения пенсионных взносов работодателя составит 19 200 тенге на одного сотрудника при окладе 200 000 тенге. Соответственно, если оклад меньше или больше, то эта сумма прироста составит иное значение. Так, например, при сумме заработной платы 100 000 тенге, прирост составит 9 600 тенге на одного сотрудника и при сумме 300 000 тенге, прирост составит 28 800 тенге.

Если пенсионных взносов работодателя внедрены с 2020 года не будут, то прирост в 2025 году в стоимостном выражении, при окладе в 200 000 тенге, составит 9 700 тенге, в сравнении с 2019 годом. При сумме заработной платы 100 000 тенге, прирост составит 4 850 тенге на одного сотрудника и при сумме 300 000 тенге, прирост составит 14 550 тенге.

Достаточно интересным получается анализ прироста, без учета пенсионных взносов работодателя. Общий прирост нагрузки по платежам и налогам к 2025 году в сравнении с 2019 годом составит 4,6%. При этом, как видно из аналитической таблицы №2, при условии внедрения пенсионных взносов работодателя сумма прироста в % по нагрузке к 2025 году достигает 8,3%. Таким образом, если рассматривать оба варианта, то разница составляет 3,7% увеличения нагрузки на налогового агента от фонда оплаты труда, при условии внедрения взносов работодателя. Таким образом, общий прирост нагрузки к 2025 году составит:

Наименование

При окладе 200000

При окладе 100000

При окладе 300000

При внедрении ОПВР и увеличении платежей в 2025 году в сравнении с 2019 года

19 200

9 600

28 800

При отказе от внедрения ОПВР и увеличении платежей в 2025 году в сравнении с 2019 года

9 200

4 600

13 800

Разница между вариантами

10 000

5 000

15 000

Аналитическая таблица №3: Расчет нагрузки по налогам и платежам до 2025 года при приеме или отказе от внедрения ОПВР.


Рост нагрузки при отказе от внедрения ОПВР происходит за счет увеличения ставок действующих социальных платежей в соответствии с уже утвержденным законодательством.

Если компания применяет упрощенный налоговый режим, то расчеты по социальным платежам и нагрузке в динамике будут следующими:

Наименование показателя
по упрощенному режиму

2015

2018

2019

2020

2021

2022

2025

ФОТ

200 000

200 000

200 000

200 000

200 000

200 000

200 000

Вычет

21 364

28 284

42 500

42 500

42 500

42 500

42 500

ИПН при применении вычета

15 864

15 172

13 750

13 750

13 750

13 750

13 750

ОПВ

20 000

20 000

20 000