Деятельность нерезидента, осуществляемая на территории Республики Казахстан через дочернюю организацию

Деятельность нерезидента, осуществляемая на территории Республики Казахстан через дочернюю организацию


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  
02.11.2021

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:

Номер обращения 709051 от 08.10.2021
Добрый день! По контракту № XXX от YY ZZZZ 201W г. ТОО «AAA», зарегистрированное в Республике Казахстан, приобрело оборудование и услуги по шеф-надзору за монтажными и пусконаладочными работами у компании BBB, зарегистрированной в Швеции и не являющейся резидентом Республики Казахстан. Услуги, входившие в обязательства компании BBB в соответствии с вышеуказанным контрактом, оказывались нерезидентом на территории Республики Казахстан в течение периода длительностью менее 183 календарных дней. В соответствии с п. «Налоги» вышеупомянутого контракта, введённым по дополнительному соглашению сторон №CCC от DD EEEE 202F г., компания BBB не имеет постоянного учреждения (филиала, представительства) на территории Республики Казахстан. Апостилированный сертификат налогового резидентства компании BBB и вся необходимая документация по оказанным услугам были предоставлены ТОО «AAA» в соответствии с заключённым контрактом и в предусмотренные законодательством Республики Казахстан сроки. Несмотря на это, и в нарушение условий заключенного контракта с компанией BBB, ТОО «AAA» приняло решение об удержании КПН у источника дохода с суммы оказанных услуг по данному контракту, ссылаясь на то, что на территории Республики Казахстан зарегистрировано и ведёт деятельность ТОО «GGG», входящее в состав того международного концерна, что и компания ВВВ. Однако, при этом, ТОО «GGG» является отдельным юридическим лицом, не имеющим компанию BBB в составе своих учредителей и напрямую не зависящим от неё в качестве постоянного учреждения (филиала, представительства) или каким-либо ещё образом. Просим Вас дать заключение о правомерности удержания ТОО «AAA» при вышеописанных обстоятельствах 20% КПН у источника выплаты при приёмке и оплате услуг по шеф-надзору за монтажными и пусконаладочными работами, оказанных компанией BBB.

Ответ:

Здравствуйте! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее. В обращении отсутствуют сведения для предоставления полного и качественного разъяснения. Так, все лица, указанные в обращении обезличены, что затрудняет рассмотрение вопроса. Кроме того, отсутствуют сведения об учредительных документах лиц, о предмете и условиях договора. В связи с чем, предоставляем общее разъяснение по интересующим Вас вопросам. Согласно пункту 2 статьи 666 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI в случае получения нерезидентом дохода от оказания услуг, выполнения работ в рамках одного или связанных проектов для целей применения данной статьи налоговый агент определяет факт образования нерезидентом постоянного учреждения, в том числе на основе договора (контракта) на оказание услуг или выполнение работ, а также документов, указанных в пункте 5 данной статьи. При выявлении факта образования нерезидентом в Республике Казахстан постоянного учреждения налоговый агент не вправе применить положения международного договора в части освобождения доходов нерезидентов в Республике Казахстан. В соответствии с подпунктом 8) пункта 1 и пунктом 2 статьи 220 Налогового кодекса если иное не установлено международным договором, постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается место нахождения структурного подразделения юридического лица-нерезидента, за исключением представительства, осуществляющего деятельность, указанную в пункте 6 данной статьи, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан независимо от сроков осуществления такой деятельности. Постоянным учреждением нерезидента признается место оказания услуг, выполнения работ на территории Республики Казахстан, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, через работников или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается на территории Республики Казахстан более ста восьмидесяти трех календарных дней в пределах любого последовательного двенадцатимесячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов. Связанными проектами в целях раздела 19 Налогового кодекса признаются взаимосвязанные или взаимозависимые контракты (договоры). Взаимосвязанными контрактами (договорами) признаются контракты (договоры), соответствующие одновременно следующим условиям: 1) по таким контрактам (договорам) нерезидентом или его взаимосвязанной стороной оказываются (выполняются) идентичные или однородные услуги (работы) одному и тому же налоговому агенту или его взаимосвязанной стороне; 2) период времени между датой завершения оказания услуг (выполнения работ) по одному контракту (договору) и датой заключения другого контракта (договора) не превышает двенадцать последовательных месяцев. Взаимозависимыми признаются контракты (договоры), заключенные нерезидентом или его взаимосвязанной стороной с налоговым агентом или его взаимосвязанной стороной, неисполнение обязательств по одному из которых нерезидентом или его взаимосвязанной стороной влияет на исполнение обязательств таким нерезидентом или его взаимосвязанной стороной по другому контракту (договору). При этом, термин взаимосвязанных сторон определен пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса. Взаимосвязанность лиц необходимо определять на основании учредительных документов таких лиц (устав, выписка с торгового реестра, иной официальный документ содержащий такие сведения). Также из пунктов 3 и 4 статьи 220 Налогового кодекса следует, что несмотря на положения пунктов 1 и 2 данной статьи, в случае если нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан через зависимого агента, то такой нерезидент будет рассматриваться как имеющий постоянное учреждение в связи с любой деятельностью, которую зависимый агент осуществляет для этого нерезидента, независимо от сроков осуществления такой деятельности. Для целей раздела 19 Налогового кодекса зависимым агентом признается физическое или юридическое лицо, которое соответствует одновременно следующим условиям: 1) уполномочено на основании договорных отношений представлять интересы нерезидента в Республике Казахстан, действовать и (или) совершать от имени и за счет нерезидента определенные юридические действия, в том числе заключать договор возмездного оказания услуг или выполнять основную роль при заключении такого договора или передаче права собственности (права пользования) имущества, принадлежащего нерезиденту на основе права собственности (права пользования); 2) деятельность, указанная в подпункте 1) данного пункта, осуществляется им не в рамках деятельности таможенного представителя, профессионального участника рынка ценных бумаг и иной брокерской деятельности, за исключением деятельности страхового брокера и случаев, когда такой агент действует исключительно или преимущественно от имени нерезидента; 3) его деятельность не ограничивается видами деятельности, перечисленными в пункте 6 настоящей статьи. Деятельность нерезидента, осуществляемая на территории Республики Казахстан через дочернюю организацию, созданную в соответствии с законодательством Республики Казахстан, приводит к образованию постоянного учреждения нерезидента, если дочерняя организация признается зависимым агентом в соответствии с пунктом 3 данной статьи. Вместе с тем, КГД МФ РК выражает готовность повторно рассмотреть данный вопрос в случае предоставления полной информации по ситуации.



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник