Каков порядок предоставления документа, подтверждающего резидентство нерезидента в налоговый орган?

Каков порядок предоставления документа, подтверждающего резидентство нерезидента в налоговый орган?


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  
15.07.2022

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:

Номер обращения 745117 от 24.06.2022
Выражаем вам свое почтение и просим вас предоставить разъяснение по следующей ситуации: ТОО находится на общеустановленном режиме налогообложении. Вид деятельности – предоставление рекламных услуг в интернете. ТОО осуществляло обороты в 2020 году с нерезидентами (Российская Федерация) по приобретению рекламных услуг, услуги оказывались в интернете. Рекламные услуги заключались в доступе к системам по проведению рекламных кампаний клиентов ТОО. Услуги оказаны на территории РК. Документ подтверждающий резидентство нерезидента предоставлен налоговому агенту в апреле 2020 года за 2020 год. Доходы, полученные нерезидентом относятся к доходам у источника выплаты в РК. При выплате дохода нерезиденту не удержан КПН у источника выплаты на основании п.1 ст. 7 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18 октября 1996 года и ст. 666 п.3 и п. 4 Налогового Кодекса РК. В соответствии с п.2 ст. 310 налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с Налоговым Кодексом, ставки подоходного налога, что было произведено нашим Товариществом и отражено в налоговой отчетности Формы 101.04. Однако, ТОО не предоставило документ подтверждающий резидентство нерезидента в налоговый орган в срок, указанный в п.7 ст. 666 НК РК, документ подтверждающий резидентство нерезидента предоставлен в апреле 2022 года. Вопрос : 1. Являются ли действия налогового агента для применения международного договора для целей освобождения от удержания КПН у источника выплаты правомерными в соответствии со ст. 666? 2. Является ли основанием для доначислений налоговыми органами КПН у источника выплаты (КБК 101104) факт не предоставления нами в срок документа, подтверждающего резидентство нерезидента в налоговый орган?

Ответ:

Здравствуйте! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает, что из представленной Вами информации не представляется возможным дать объективный ответ. В рассматриваемом случае не ясны условия и предмет договора, которые влекут возникновение налогового обязательства, что является существенным для определения порядка налогообложения. При этом, возникновение того или иного юридического факта зависит от условий гражданско-правовых сделок, финансовых взаимоотношений между участниками сделок. Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по вопросам, изложенным в письме. В соответствии со статьей 661 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) применение положений международного договора осуществляется в порядке, определенном Налоговым кодексом и соответствующим международным договором. При этом порядок применения международного договора в отношении полного освобождения от налогообложения доходов нерезидента, полученных из источников в Республике Казахстан, определен статьей 666 Налогового кодекса. Так в соответствии с пунктом 2 статьи 666 Налогового кодекса в случае получения нерезидентом дохода от оказания услуг, выполнения работ в рамках одного или связанных проектов для целей применения данной статьи налоговый агент определяет факт образования нерезидентом постоянного учреждения, в том числе на основе договора (контракта) на оказание услуг или выполнение работ, а также документов, указанных в пункте 5 данной статьи. При выявлении факта образования нерезидентом в Республике Казахстан постоянного учреждения налоговый агент не вправе применить положения международного договора в части освобождения доходов нерезидентов в Республике Казахстан. При этом частью первой пункта 3 статьи 666 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты. Согласно пункту 4 статьи 666 Налогового кодекса международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство нерезидента. При этом документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой: 1) 31 марта года, следующего за налоговым периодом, определенным в соответствии со статьей 314 Налогового кодекса, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты; 2) не позднее пяти рабочих дней до завершения налоговой проверки по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, за налоговый период, в течение которого выплачен доход нерезиденту. Дата завершения налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием. Вместе с тем, требования, предъявляемые к документу, подтверждающему резидентство нерезидента, определены статьей 675 Налогового кодекса. Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 675 Налогового кодекса в целях применения положений раздела 19 Налогового кодекса документом, подтверждающим резидентство нерезидента, является официальный документ, подтверждающий, что нерезидент – получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, представленный в одном из следующих видов: 1) оригинала, заверенного компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. Подпись должностного лица и печать компетентного органа, подтверждающего резидентство нерезидента, должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, или документ, легализующий подпись должностного лица и печать компетентного органа, размещен на: интернет-ресурсе государственного органа, осуществляющего легализацию; интернет-ресурсе иной государственной организации или общественной нотариальной палаты, осуществляющей сбор (хранение) электронных апостилей иностранного государства; 2) нотариально засвидетельствованной копии оригинала документа, соответствующего требованиям подпункта 1) данного пункта. Подпись и печать иностранного нотариуса должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, или документ, легализующий подпись и печать иностранного нотариуса, размещен на: интернет-ресурсе государственного органа, осуществляющего легализацию; интернет-ресурсе иной государственной организации или общественной нотариальной палаты, осуществляющей сбор (хранение) электронных апостилей иностранного государства. 3) бумажной копии электронного документа, подтверждающего резидентство нерезидента, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства. Легализация в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, не требуется в случае, если: документ, подтверждающий резидентство нерезидента, размещен на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства; установлен иной порядок удостоверения подлинности подписи и печати лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 1 данной статьи: международным договором Республики Казахстан; между уполномоченным органом и компетентным органом иностранного государства в рамках процедуры взаимного согласования, проводимой в соответствии со статьей 221 Налогового кодекса; решением органа Евразийского экономического союза. Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 666 Налогового кодекса в случае, если юридическое лицо-нерезидент оказывает услуги или выполняет работы на территории Республики Казахстан в пределах срока, не приводящего к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, в целях применения положений международного договора такой нерезидент наряду с документом, подтверждающим резидентство, представляет налоговому агенту: нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов либо выписку из торгового реестра (реестра акционеров) или иной аналогичный документ, предусмотренный законодательством государства, в котором зарегистрирован нерезидент, с указанием учредителей (участников) и мажоритарных акционеров юридического лица-нерезидента. В случае отсутствия у нерезидента в соответствии с требованиями законодательства иностранного государства учредительных документов или обязательства по регистрации в торговом реестре (реестре акционеров) или ином аналогичном документе, предусмотренном законодательством государства, в котором зарегистрирован нерезидент, такой нерезидент представляет налоговому агенту: документ (акт), послуживший основанием для создания нерезидента, правовая (юридическая) сила которого подтверждена соответствующим органом иностранного государства, в котором зарегистрирован такой нерезидент, либо иной документ, указывающий организационную структуру консолидированной группы, участником которой является нерезидент, с отражением наименования всех ее участников и их географического местонахождения (наименования государств (территорий), где участники консолидированной группы созданы (учреждены), и номеров государственной и налоговой регистрации всех участников консолидированной группы. Таким образом, в случае представления нерезидентом налоговому агенту документов, указанных в статье 666 Налогового кодекса, в том числе документа, подтверждающего резидентство нерезидента, соответствующего требованиям статьи 675 Налогового кодекса, в сроки, установленные пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, налоговый агент имеет право самостоятельно применить положения международного договора, в порядке, установленном соответствующим международным договором и Налоговым кодексом. Также в соответствии с пунктом 7 статьи 666 Налогового кодекса налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров. При этом налоговый агент не позднее пяти календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности за четвертый квартал, обязан представить в налоговый орган по месту нахождения копию документа, подтверждающего резидентство нерезидента, - окончательного фактического) получателя (владельца) дохода. Вместе с тем, в случае получения налогоплательщиком уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, согласно подпункту пункту 2 статьи 96 Налогового кодекса исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения). Исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается: 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями - устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями - представление налогоплательщиком (налоговым агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник