Можно ли применить ст.39 пункт 3 пп.50) ЗРК О государственных закупках на продление действия договора о государственных закупках?

Можно ли применить ст.39 пункт 3 пп.50) ЗРК О государственных закупках на продление действия договора о государственных закупках?


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  
09.01.2023

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:

Номер обращения 762885 от 05.01.2023
Заключен договор о госзакупках на веб-портале госзакупок сроком до 31 декабря 2022 года. До окончания срока действия договора в 2022 году поставщикам продуктов питания не отправлено уведомление на согласие на пролонгацию договора о госзакупках на срок 2 месяца. В 2023 году Заказчик отправил уведомление на согласие на пролонгацию договора о госзакупках на срок 2 месяца. Поставщики продуктов питания дают свое согласие на продление действия договора о государственных закупках заключенного в предыдущем году. Согласно статьи 39 пункта 3 подпункта 50), если имеется необходимость в осуществлении государственных закупок ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок и вступления в силу договора о государственных закупках в случае, если такие государственные закупки осуществляются по перечню, утвержденному уполномоченным органом, в объеме, не превышающем объема государственных закупок таких товаров, работ, услуг, необходимого для обеспечения потребности заказчика в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на два месяца. Настоящий подпункт применяется в случае отказа поставщика на продление действия договора о государственных закупках, заключенного в предыдущем году, если такие государственные закупки осуществляются в течение первого месяца года, или в случае создания (реорганизации) заказчика в течение текущего финансового года, но не более чем на два месяца. Вопрос 1. Можно ли применить ст.39 пункт 3 пп.50) ЗРК О государственных закупках в данной ситуации. Вопрос 2. Если нельзя применить ст.39 пункт 3 пп.50) ЗРК О государственных закупках в данной ситуации, как законно поступить и на какую статью ЗРК О государственных закупках ссылаться (на веб-портале государственных закупках) для продление договора государственных закупках в данной ситуации с поставщиками продуктов питания заключенного в предыдущем году, так как имеется необходимость в осуществлении государственных закупок ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса.

Ответ:

В соответствии с пунктом 18) статьи 43 Закона, в целях обеспечения бесперебойной деятельности заказчика последний вправе продлить на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса либо аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках действие договора о государственных закупках товаров, работ, услуг ежедневной или еженедельной потребности по перечню, утвержденному уполномоченным органом. При этом такие государственные закупки осуществляются в объеме, не превышающем объема государственных закупок таких товаров, работ, услуг, необходимого для обеспечения потребности заказчика в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на два месяца. Перечень товаров, работ, услуг ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса либо аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года №677. Таким образом, в рамках пункта 18) статьи 43 Закона осуществляется продление действия договоров о государственных закупках в случаях, если имеется необходимость в осуществлении государственных закупок ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса либо аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках, но не более чем на два месяца. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 50) пункта 3 статьи 39 Закона, государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях если имеется необходимость в осуществлении государственных закупок ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок и вступления в силу договора о государственных закупках в случае, если такие государственные закупки осуществляются по перечню, утвержденному уполномоченным органом, в объеме, не превышающем объема государственных закупок таких товаров, работ, услуг, необходимого для обеспечения потребности заказчика в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на два месяца. Настоящий подпункт применяется в случае отказа поставщика на продление действия договора о государственных закупках, заключенного в предыдущем году, если такие государственные закупки осуществляются в течение первого месяца года, или в случае создания (реорганизации) заказчика в течение текущего финансового года, но не более чем на два месяца. Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 41 Закона, государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, осуществляются в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 13 Закона. Пунктом 3 статьи 41 Закона предусмотрено, что заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан разместить на веб-портале государственных закупок отчет о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по форме, определенной правилами осуществления государственных закупок. Отчет должен содержать следующее: 1) сведения о должностном лице, принявшем решение о заключении договора о государственных закупках способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках; 2) обоснование причин невозможности осуществления государственных закупок иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 13 Закона; 3) обоснование выбора поставщика; 4) обоснование цены заключенного договора о государственных закупках, а также иные условия договора о государственных закупках. При этом, согласно пункту 4 статьи 41 Закона, решение об осуществлении государственных закупок данным способом принимается первым руководителем заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности, либо руководителем аппарата центрального государственного органа или иным осуществляющим полномочия руководителя аппарата должностным лицом. Лицо, принявшее решение об осуществлении государственных закупок данным способом, несет персональную ответственность за соблюдение принципов государственных закупок, предусмотренных подпунктом 1) статьи 4 Закона (п. 5 ст. 41 Закона). На основании вышеизложенного, с 1 января 2022 года государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора осуществляются в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений, через товарные биржи. При этом, невозможность осуществления государственных закупок конкурентным способом обосновывается в размещаемом отчете о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора. Таким образом, проведение закупок путем прямого заключения договора осуществляется решением первого руководителя заказчика либо лица, исполняющего его обязанности, либо руководителя аппарата центрального государственного органа или иного осуществляющего полномочия руководителя аппарата должностного лица, основанным на обосновании невозможности осуществления государственных закупок конкурентными способами. Кроме того, в соответствии с подпунктом 1) статьи 4 Закона, осуществление государственных закупок должно основываться на принципах оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок. На основании вышеизложенного, в случае отказа поставщика на продление действия договора о государственных закупках, заключенного в предыдущем году, и принятии решения лицом, указанным в пункте 4 статьи 41 Закона, о заключении договора о государственных закупках способом из одного источника путем прямого заключения договора, то в рамках подпункта 50) пункта 3 статьи 39 Закона с потенциальным поставщиком заключается договор о государственных закупках способом из одного источника путем прямого заключения договора.



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник