Какие налоговые обязательства возникают при заключении с нерезидентом договора комиссии?

Какие налоговые обязательства возникают при заключении с нерезидентом договора комиссии?


ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.


  
18.01.2023

Источник: открытый диалог https://dialog.egov.kz/
Вопрос:

Номер обращения 763369 от 12.01.2023
Добрый день. Помогите пожалуйста принять верное решение в соответствии с Налоговым Законодательством, ЗРК о валютном регулировании и валютном контроле, а так же другими НПА регулирующими сделки и расчеты с нерезидентами. Мы ТОО на общественном режиме, плательщики НДС, занимаемся поставкой и установкой оборудования для кофеен и ресторанов. Долго и успешно сотрудничаем с нашими партнёрами из РФ, они являются нашими основными поставщиками. Наши партнёры, в свою очередь, уже очень давно являются официальными представителями по СНГ одной европейской фирмы, от которой получают на основании лицензионного договора право пользования программным продуктом, которое мы тоже планируем приобретать у партнёров из РФ по сублицензионному договору, т.к. европейская компания работает, только через своего официального представителя в РФ и других вариантов не рассматривает. В связи с тем, что компания из РФ не может сейчас осуществлять платежи в Европу за пользование лицензией и уже накопили долг перед европейской компанией, они предложили нам сотрудничество по договору комиссии, по которому будут осуществляться расчеты с европейской компанией через наш банковский счёт, за что наше ТОО будет получать вознаграждение, которое будет засчитываться нам в счёт оплаты нашей приобретаемой сублицензии. Т.о. мы будем выставлять российской компании за осуществляемые переводы суммы своего вознаграждения по АВР, облагать их КПН и НДС, как положено, а при выставлении ими нам АВР за пользование лицензией будем проводить взаимозачёт и оплачивать с этих сумм НДС за нерезидента, который возникает у нас как у плательщика НДС. И второй момент: т.к. плата по сублицензионному договору будет являться роялти и у нас в связи с этим возникает КПН за нерезидента у источника выплаты, но фактически самой выплаты не будет, а расчет за лицензию будет осуществляться взаимозачётом, можем ли мы в данном случае применить самостоятельно конвенцию с РФ относительно роялти (Статья 12. п.1. Роялти, возникающие в договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве) и предоставить право компании РФ самостоятельно уплачивать КПН в своей стране, предоставляя нам справку о резидентстве. Пожалуйста дайте разъяснение, приемлемы ли такие взаимоотношения и все ли возникающие налоговые обязательства с нашей стороны мы предусмотрели? Большое спасибо.

Ответ:

Касательно КПН Перечень доходов нерезидента из источников в Республике Казахстан определен пунктом 1 статьи 644 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). В соответствии с подпунктом 13) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан признается доход в виде роялти. Согласно пункту 1 статьи 645 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях главы 72 Налогового кодекса – нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи. Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом: 1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту – по начисленным и выплаченным доходам; 2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, – по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты. Из пункта 7 статьи 645 Налогового кодекса следует, что под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной формах, ценных бумаг, доли участия, товаров, имущества, выполнение работ, оказание услуг, списание и (или) зачет требования долга, производимые в счет погашения задолженности перед нерезидентом по выплате доходов из источников в Республике Казахстан. Таким образом, доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан в виде роялти подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 15 процентов.

Из пункта 1 статьи 667 Налогового кодекса следует, что если иное не установлено международным договором, при выплате доходов нерезиденту в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти или при отнесении невыплаченных доходов нерезидента в виде вознаграждений и (или) роялти на вычеты налоговый агент вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, при соблюдении следующих условий: 1) нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода; 2) налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, представлен документ, подтверждающий резидентство нерезидента. В целях раздела 19 Налогового кодекса под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) доходов следует понимать лицо, которое имеет право владения, пользования, распоряжения доходами и не является посредником в отношении такого дохода, в том числе агентом, номинальным держателем. При этом при выплате дохода в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти нерезиденту – взаимосвязанной стороне, являющемуся резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в который внесены изменения многосторонним международным договором, налоговый агент вправе применить положение части первой данного пункта при одновременном выполнении следующих условий: такой доход подлежит включению в налогооблагаемый доход нерезидента в иностранном государстве, резидентом которого является нерезидент, и подлежит обложению налогом без права на исключение такого дохода из налогооблагаемого дохода и (или) уменьшение (корректировка) налогооблагаемого дохода на сумму такого дохода в отчетном периоде, и (или) возврат в отчетном и (или) последующих периодах налога, уплаченного с этого налогооблагаемого дохода; номинальная ставка налога, которая применяется при обложении этого дохода в иностранном государстве, резидентом которого является нерезидент, в отчетном периоде составляет не менее 15 процентов. Для целей части третьей данного пункта под номинальной ставкой понимается ставка, установленная налоговым законодательством иностранного государства. Пунктами 1 и 2 статьи 12 Конвенций об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее – Конвенция) определено, что роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако, такие роялти также могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если фактический владелец роялти является резидентом другого Договаривающегося Государства, то налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10 % общей суммы роялти. Таким образом, если деятельность нерезидента не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан налоговый агент вправе самостоятельно применить положение Конвенции, если такой нерезидент нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода. Вместе с тем, если нерезидент не является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и не имеет права владения, пользования, распоряжения данным доходом, то положения Конвенции не применимы. Кроме того, с 1 января 2021 года в Республике Казахстан вступила в силу Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция). В связи с чем, положения Конвенции применяются с учетом Многосторонней конвенции.

Касательно НДС В соответствии с подпунктом 2) статьи 370 Налогового кодекса необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых не является Республика Казахстан. Если иное не установлено данной статьей, место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса. Место реализации товаров, работ, услуг в государствах-членах Евразийского экономического союза определяется в соответствии со статьей 441 Налогового кодекса. Подпунктом 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса предусмотрено, что для целей раздела 10 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан, если покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан. В целях данного подпункта местом осуществления предпринимательской или другой деятельности покупателя работ, услуг признается территория Республики Казахстан в случае присутствия покупателя работ, услуг на территории Республики Казахстан на основе государственной (учетной) регистрации в регистрирующем органе или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя. Положения указанного подпункта применяются в отношении следующих работ, услуг: передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности; по техническому обслуживанию и обновлению программного обеспечения; предоставление доступа к интернет-ресурсам; консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе; предоставление персонала; сдача в имущественный наем (аренду) движимого имущества (кроме транспортных средств); услуги агента по приобретению товаров, работ, услуг, а также привлечению от имени основного участника договора (контракта) лиц для осуществления услуг, предусмотренных данным подпунктом; услуги связи; согласие ограничить или прекратить предпринимательскую деятельность за вознаграждение; услуги радио и телевизионные услуги; услуги по предоставлению в аренду и (или) пользование грузовых вагонов и контейнеров. Согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса для целей раздела 10 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан, если работы, услуги, не предусмотренные подпунктами 1), 2), 3) и 4) части первой данного пункта и пунктом 4 указанной статьи, выполняются или оказываются налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан. На основании вышеизложенного, в случае если согласно подпунктам 4) или 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса место реализации услуг, оказываемых плательщиком НДС, признается территория Республики Казахстан, то такой оборот признается облагаемым НДС. В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан налогоплательщик вправе обжаловать принятое решение (административный акт) либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Добрый день. Ваш вопрос принят для рассмотрения.



Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.

Оформляйте подписку на ИОР ТСник