Вопрос-Ответ
ВНИМАНИЕ! Если в ответе нет даты, то ответ предоставлялся ранее 2021 года.
Компания (ТОО Без НДС, резидент Республики Казахстан) получала грант в течении 3 лет в валюте USD согласно Присужденной помощи. В соответствии с Законодательством Республики Казахстан все необходимые обязательные формы по Налоговом Кодексе были сданы в срок. А именно 017 форма-уведомление представлялось в Налоговом Кодексе на основании поступивших денег согласно платежного поручения в банке, где сумма в отчете рассчитывалась в национальной валюте по курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан на дату получения дс. В связи со скачками курсов валют в 2020 года в компании образовалась курсовая разница (убыток), так как компания не конвертировала день в день полученные средства и использовала метод конвертации по необходимости на расходы гранта. Компания подходила к данному вопросу исходя из положения к присужденной помощи, где есть пункт по возврату денежных средств в валюте, в случае его не полного расходования. Допустима ли курсовая разница в отчетах прихода 017 формы и расхода 018 формы? И правильно ли компания использовала метод конвертации, то есть конвертировать не в момент получения, а по необходимости?
Будет ли верной проводка по переплате?
Наша компания зарегистрирована в 2004 году. При прошествии стольких лет выяснить, как и каким образом на лицевом счёте в налоговом органе появились переплаты по некоторым видам налогов довольно сложно. Если учесть, что сама система в налоговом органе менялась уже раза три. Однако, в программе 1С таких переплат нет.
В случае, если мы хотим воспользоваться переплатой в размере 8000 тенге (на лицевом счёте) по социальному налогу, то будет ли правильной проводка: дебет 3150 кредит 5610 или кредитовать со счётом доходов?
Укажите, пожалуйста, проводки при вышеуказанной ситуации для остальных налогов.
При отправке имущества в ремонт в страны ЕАЭС мы сдаем "Уведомление о временном ввозе/вывозе товаров" по форме 016, с указанием в основании в пункте 4 "временный вывоз/ввоз". Теперь данная форма при отправке выдает ошибку со ссылкой на основание для ввоза/вывоза и выдает замечание по заполнению строки 4 I или 4 II , а именно необходимо указать основание:
I А.ввоз (вывоз) по договорам имущественного найма (аренды)движимого имущества и транспортных средств
I В. ввоз (вывоз) на выставки и ярмарки II ввоз (вывоз) в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.
Под эти основания наша отправка не подходит. Просим Вас подсказать должна ли предоставляться отчетность по форме 016 при временном вывозе/ввозе в ремонт имущества? Если должны предоставлять, то каким образом заполнить пункт 4?
Номер обращения 710914 от 22.10.2021
Добрый день, Али Сапаргалиевич, прошу Вас дать разъяснение по следующей ситуации: Работником в бухгалтерскую службу представлен страховой полис накопительного страхования с просьбой осуществить вычет при исчислении ИПН с заработной платы . При этом в перечне налоговых вычетов применяемых при исчислении ИПН с доходов работников и указанных в в главе 37 Налогового кодекса отсутствует такой вид вычета как « вычет по страховом премиям внесенным в свою пользу» ( при этом в старой редакции Налогового кодекса до 2018 г. такой вид налогового вычета был предусмотрен пп. 4 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса). Вопрос: - Применяется ли налоговый вычет по страховым премиям, вносимым в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования жизни? - Или в данном случае страховые премии вносимые (уплаченные) работником в свою пользу рассматриваются в качестве корректировки дохода предусмотренной пп. 53 п. 1 ст. 341 Налогового кодекса?
Номер обращения 711128 от 24.10.2021
Здравствуйте, уважаемый Али Сапаргалиевич! Прошу дать разъяснение касательно применения первичных документов при определения даты совершения облагаемого оборота по НДС. Компания «А» (поставщик) заключила с компанией «Б» (покупатель) договор купли-продажи товаров. Согласно договора поставщик обязуется доставить товар в адрес покупателя. В целях доставки товара Компания «А» привлекает транспортную компанию и оформляет товарно-транспортную накладную по дате погрузки от 03.10.2021г. Товар доставляется покупателю 04.10.2021г. При оформлений электронного счет-фактуры Компания «А» в графе «дата совершения облагаемого оборота» указывает дату передачи товара перевозчику по товарно-транспортной накладной - 03.10.2021г. Вопрос: правомерно ли для целей определения даты совершения облагаемого оборота по НДС (пп.1 п.1 ст. 379 НК) использовать документ «Товарно-транспортная накладная»?
Как правильно отразить в приложении 200.05, не работников нашей компании? Они являются иностранцами, нами был начислен ИПН 20%. Какие данные мы должны указать в данном приложении (статус физического лица, ИИН и так далее) и какие строки нужно заполнить?
Вопрос об ограничениях в 1 000 МРП?
ТОО (ОУР с НДС) мы являемся поставщиками для наших клиентов и есть несколько клиентов, которые приобретают товар только за наличный расчет с выписанными документами. Есть ли нарушение с нашей стороны? Так как напоминали клиентам, что 1 000 МРП лимит за наличный расчет или это разовая покупка у них не должна превышать, к примеру, с января 2021 г по 30.09 реализация 5 000 000 тенге?
Наша компания (ИП), резидент Республики Казахстан хочет принять на работу гражданина Российской Федерации, без вида на жительство.
1. Подскажите какими налогами будет облагаться зарплата такого сотрудника?
2. Нужно ли помимо отражения данного сотрудника в форме 910.00 сдавать еще какие-либо отчеты?
ТОО на ОУР. Может ли ТОО привлечь займ от учредителя/директора для расчета с поставщиками? Займ может быть возмездным либо безвозмездным? Какие обязательства у ТОО при этом возникают? Как правильно оформить такой договор?
Может ли АВР по аренде быть выставлен последним рабочим днем, а не последнем днем месяца?
ТОО НДСник или ИП сдает в аренду офисное помещение и предоставляет акт выполненных работ за октябрь. Критична ли дата выписки АВР последним рабочим днем октября, то есть 29.10.2021 год или обязательно 31.10.2021 год воскресенье (выходной)? Как быть с ЭСФ?
У нас закрылся магазин, образовались расходы на стоимость магазина (7410-2412) , мы скорректировали НДС. Проводки НДС верные (7484-3130)? В 300 форме в какой строке мы должны отразить данный НДС?
У ТОО Резидент Республики Казахстан плательщик НДС по итогу 2018 года на лицевом счете по КПН сформировалось сальдо переплаты 33 600 000 тенге. Данная переплата образовалась в результате того, что бухгалтер в июле 2018 года оплатил предварительно КПН за 2018 год в сумме 67 380 000 тенге, а после формирования отчетности выяснилось, что КПН за 2018 год к оплате вдвое меньше. После сдачи годового отчета бухгалтер уволилась, и переплата до сих пор висит на расчетном счете. После 2018 года компания не работала в связи с болезнью учредителя и директора.
1) Какой срок может висеть переплата по КПН на расчетном счете компании, чтобы мы могли ей воспользоваться?
2) Существует ли срок давности по переплате по КПН? Этот срок три года? Если три года, то какие нам нужно произвести действия сейчас, чтобы не потерять эти деньги, тем более, что это живая оплата, а не зачетные суммы?
Мы являемся розничными реализаторами. Есть клиенты, которые запрашивают выписать ЭСФ по чекам на юридическое лицо. Есть товары, на которые нужно выписывать СНТ. По чекам могут обратится в течение 5 лет, и мы обязаны выставить ЭСФ. Как быть с СНТ? Есть требование выписывать СНТ?
Как перевыставить штраф на сотрудника?
Как быть в ситуации штрафа, выписанного на организацию по вине сотрудника. Какие необходимы документы для удержания этого шарфа с сотрудника? Если можно вышлите, пожалуйста, шаблоны необходимых приказов и уведомлений.
Номер обращения 710675 от 21.10.2021
Министру национальной экономики РК Иргалиеву А.А.. Уважаемый Министр! В соответствии с подпунктом 2 части 4 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) особый порядок проведения проверок применяется при осуществлении контроля и надзора в отношении субъектов, отнесенных к высокой степени риска, в случае государственного контроля и надзора - в области пожарной безопасности. Согласно части 6 пункта 2 статьи 141 Кодекса для сфер деятельности, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 6), 7) и 8) части четвертой настоящего пункта, периодичность проведения проверок определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в год. Однако некоторые уполномоченные органы, их структурные подразделения (должностные лица, также уполномоченные по территориальности) проводят плановую проверку в отношении одного и того же субъекта контроля (юридического лица) в общей сложности более одного раза в год. Например, органы ДЧС включают в полугодовой график проверок объекты (имущество, как оборудование, здания, помещения, сети) субъекта контроля, которые находятся в разных районах, населенных пунктах, при этом у субъекта контроля нет филиалов или представительств в таких населенных пунктах. Несмотря на это,управления и отделы органов по чрезвычайным ситуациям, как органы, уполномоченные на самостоятельную проверку на соответствующей территории,заходят каждый со своими актами проверки на объекты одного и того же юридического лица (субъекта контроля),у которого объекты находятся в разных населенных пунктах, но принадлежать только одному субъекту контроля. По результатам таких проверок, в течение года на один и тот же субъект контроля составляются по несколько самостоятельных предписаний и протоколов, несколько постановлений о привлечении к административной ответственности одного и того же лица, что в конечном итоге негативно сказывается на субъекте предпринимательства, как с финансовой стороны, так и с производственной, поскольку субъекту предпринимательства приходится на период многочисленных проверок и в разное время года отвлекать персонал от производственной деятельности. По нашему мнению, такие проверки не чаще одного раза в год должны осуществляться одним актом назначения проверки (возможно, вышестоящего уполномоченного органа на территории деятельности субъекта контроля) для одного субъекта контроля по всем его имуществам-объектам проверки и по результатам такой проверки тогда выдается один акт о результатах проверки, одно предписание общее, и одно постановление о привлечении к административной ответственности, если есть на это будет основание. Вопрос: 1) Правомерны ли действия органов по чрезвычайным ситуациям по проведению проверок одного юридического лица,в разных населенных пунктах назначая при этом несколько плановых проверок в течение года? 2) Если эти проверки соответствуют полномочиям этих органов ДЧС, тогда возможно ли провести их одним актом вышестоящего органа, где по своей территориальности участвуют нижестоящие органы (должностные лица), и в результате, все замечания консолидируются и выдается один акт на устранение (предписание)? 3) Проверка одного и того же субъекта контроля в проверяемый период по одному и тому же вопросу (у ДЧС предмет проверки один и тот же) насколько соответствует требованиям Предпринимательского кодекса о недопустимости проверки одного и того же лица по одному и тому же вопросу более одного раза? с Уважением, представитель палаты юридических консультантов ВКО Жуманов Д.С..
Номер обращения 709958 от 15.10.2021
Здравствуйте. У меня такой вопрос. Ни кто не может дать четкий ответ. Вопрос такой: Нужно ли подавать декларацию в налоговую инвесторам и трейдерам торгующим на биржах KASE и AIX исключительно теми бумагами, которые включены в официальный список этих бирж? Как мы все знаем, на доход от прибыли при продаже ценных бумаг и на дивиденды эмитентов из оф списка наших бирж, налог не взымается. Но остается тогда четкий вопрос - Обязательная ли подача декларации по доходом от этого вида деятельности для физический лиц? Просто я хочу быть уверенным, что через год (когда все брокеры и сама биржа говорит что освобождены от налогов) вдруг хоп и придет мне "письмо счастья" от налоговой и еще и не дай бог с какими-нибудь пенями или штрафами. Ответьте чётко пожалуйста, нужно ли физическим лицам сдавать декларацию торгуя на выше упомянутых биржах или нет? Спасибо
Номер обращения 710132 от 18.10.2021
ТОО на ОУР, плательщик НДС, в 2018 году заключило договор о государственно-частном партнерстве. Со стороны государства выступает акимат. Согласно договору ТОО строит детский сад, по окончании строительства передает его акимату, на балансе которого он будет находиться. Далее акимат передает детсад ТОО в пользование на 20 лет. ТОО будет эксплуатировать учреждение по его прямому назначению как по госзаказу, так и в виде платных услуг дошкольного воспитания. В договоре указана первоначальная стоимость объекта (включая оборудование) - условно 1600 млн. тенге, сумма компенсации инвестиционных затрат (КИЗ) - условно 1650 млн. тенге. Объект предусмотрен к вводу в эксплуатацию в 2021 году. А платежи КИЗ согласно договору поступают в ТОО в течение периода 2018 - 2023 годы. В договоре указаны первоначальная и остаточная стоимости объекта на момент возврата государству. При этом остаточная стоимость равна 1 тенге.
Вопрос: 1) Чем для ТОО являются поступающие от государства платежи КИЗ (компенсации инвестиционных затрат), относящиеся не к образовательным услугам, а к строительству объекта: доходом в год поступления платежей, государственной дотацией, или чем-то еще? На каком счете нужно отражать данные поступления? Учтите, что период КИЗ больше периода строительства.
2) Передача объекта акимату будет являться реализацией товара с соответствующим обложением НДС? Исходя из понятия партнерства и учитывая соотношение себестоимости объекта и суммы компенсации (т.е. оплаты), НДС не предусмотрен. В таком случае, как в бухгалтерском учете нужно отразить передачу объекта акимату?
3) Если балансодержателем указан акимат, как нужно отразить принятие в ТОО детсада в управление на 20 лет, как арендованное имущество? Но арендных платежей не будет, ТОО за свой счет будет нести эксплуатационные расходы, включая текущий и капитальный ремонт.
4) Зачем указана остаточная стоимость объекта, если он будет на балансе акимата? Кто должен амортизировать объект?
Номер обращения 710335 от 19.10.2021
Добрый день! 17.06.2021 года между КГУ (Заказчик) и ТОО (Поставщик) на основании Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» (далее - Закон) и итогов государственных закупок способом «Открытый конкурс» от 2021-06-02 года заключили договор о государственных закупках товаров (далее - Договор). Вопрос: 1) Имеет ли право в данном случае Поставщик выбрать договор страхования гражданско-правовой ответственности поставщика, заключаемый в соответствии с типовым договором страхования для целей обеспечения исполнения договора о государственных закупках, утверждаемым уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций для обеспечение исполнения договора о государственных закупках, а также суммау определенную статьей 26 Закона РК «О государственных закупках» (далее-Закон)? Где взять типовой договор страхования? (ссылка или номер документа дата утверждения) 2) Как в данном случае удерживается суммы обеспечение исполнения договора о государственных закупках, а также сумма, внесенная поставщиком в соответствии со статьей 26 Закона, в случае ненадлежащего исполнения договора Поставщиком. В соответствии с п. 1 ст. 46 Закона Договор о государственных закупках вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком либо полного внесения последним обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией (аукционной документацией). Вопрос: - когда договор вступает в силу после его подписания? - когда договор вступает в силу после полного внесения последним обеспечения исполнения договора о государственных закупках? (в типовых договорах везде, где нет регистрации в территориальном органе казначейства прописано - Договор вступает в силу со дня подписания и действует по 2021-12-31 года). В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона, Договор о государственных закупках, подлежащий регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, представляется заказчиком в соответствующее территориальное подразделение центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета не позднее пяти рабочих дней после его заключения либо полного внесения поставщиком обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией (аукционной документацией). Вопрос: когда Заказчик обязан предоставить договор о государственных закупках на регистрацию в казначейство, не позднее пяти рабочих дней после его заключения либо полного внесения поставщиком обеспечения исполнения договора о государственных? (прошу разъяснить с приведением примеров). Спасибо
Номер обращения 710743 от 21.10.2021
Добрый день! услуга на сумму превышающий 500 мрп общий объем, хотели бы заключить договор многолетний с разбивкой суммы на 2 года, согласно пункта 15 стать 43 ЗРК "О государственных закупках": Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, а также юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица могут заключить долгосрочный договор о государственных закупках товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения мероприятия со сроком завершения в следующем (последующие) финансовом году (годы), установленном в плане развития, утвержденном органом управления или высшим органом указанных лиц. Теперь вопрос: можем ли мы применить подпункт 42 пункта 3 статьи 39 ЗРК "О государственных закупках": приобретения однородных товаров, если годовой объем таких однородных товаров в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, работ и услуг, если годовой объем таких однородных работ и услуг в стоимостном выражении не превышает пятисоткратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете; если у нас сумма на один год не превышает 500 мрп? Прошу Вас дать разъяснения по данному вопросу
Как отразить сторнирование резерва?
Компания создала в начале года резерв на ДЗ с/но МСФО 9. На каждую отчетную дата производит переоценку. В случае если покупатель погасил задолженность компания производит восстановление резерва. В учетной политики указано: Резервы на ожидаемые кредитные убытки Ожидаемые кредитные убытки не включаются в расчет эффективной процентной ставки за исключением эффективной процентной ставки, скорректированной с учетом кредитного риска, для приобретенных или созданных кредитно-обесцененных финансовых активов, при расчете которой учитываются ожидаемые кредитные убытки. Группа применяет упрощенный подход к торговой дебиторской задолженности или активам по договору, которые возникают вследствие операций, относящихся к сфере применения МСФО (IFRS) 15 и не содержат значительного компонента финансирования, или если Группа применяет упрощение практического характера в отношении договоров со сроком погашения один год или меньше в соответствии с МСФО (IFRS) 15. Для торговой дебиторской задолженности и активам по договору, расчет по которым должен быть осуществлен через 12 месяцев или меньше, 12‑месячные ожидаемые кредитные убытки равны ожидаемым кредитным убыткам за весь срок. Группа может использовать упрощения практического характера для оценки ожидаемых кредитных убытков до тех пор, пока подход отражает результат, взвешенный с учетом вероятности, временную стоимость денег и обоснованную и подтверждаемую информацию, доступную без чрезмерных затрат или усилий на отчетную дату, о прошлых событиях, текущих условиях и прогнозах о будущих экономических условиях. Группа использует матрицу оценочных резервов для оценки ожидаемых кредитных убытков по торговой дебиторской задолженности. Для калибровки матрицы Группа корректирует свои данные о кредитных убытках прошлых периодов в соответствии с прогнозной информацией. Отражение создаваемого резерва по обесценению дебиторской задолженности и прочих активов зависит от величины остатка резерва, созданного в предыдущем отчетном периоде: 1) в случае, если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, разница подлежит восстановлению в составе прочих расходов текущего периода; 2) в случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, разница подлежит отнесению на увеличение прочих расходов отчетного периода. Согласование сторонами сроков переноса поставок готовой продукции (товаров, работ, услуг) или осуществления расчетов не является причиной для признания соответствующей задолженности, просроченной. Группа применяет МСФО (IFRS) 9 к долгосрочным вложениям в ассоциированные организации или совместные предприятия, к которым не применяется метод долевого участия, но которые, в сущности, составляют часть чистой инвестиции организации в ассоциированную организацию или совместное предприятие. Данное разъяснение является уместным, поскольку оно подразумевает, что в отношении таких долгосрочных вложений применяется модель ожидаемых кредитных убытков в МСФО (IFRS) 9. При применении МСФО (IFRS) 9 организация не учитывает убытки ассоциированной организации или совместного предприятия, а также убытки от обесценения по чистой инвестиции, признанные в качестве корректировок чистой инвестиции в ассоциированную организацию или совместное предприятие, которые возникают вследствие применения МСФО (IAS) 28. Каким образом правильно восстановить резерв?
Материал подготовлен для информационного ресурса ТСник.
Материал носит разъяснительный характер. Доступ к материалу предоставляется как есть, и дополнительные разъяснения по материалу не предоставляются.